На главную

 

Не рудник с кайлом

Основная особенность современной ситуации в стране состоит в том, что экономика выходит из состояния «выживания и восстановления» и встает на путь развития. Это касается как экономики в це­лом, так и важнейшего ее сектора ̶ минерально-сырьевого комплекса (МСК). Обеспечение его роста ̶ вот что должно стоять на повестке дня. Решение этой задачи требует новых подходов. Меняются ориентиры, цели, поэтому необходимы новые организационно-экономические формы, соответствующие процессу реального инвестирования и реализа­ции новых проектов.

Сила аргументов

Мы в значительной степени связываем возрождение оте­чественного минерально-сырьевого комплекса с Сибирью и Дальним Востоком, Почему мы предлагаем повернуться «лицом к Востоку»?

Во-первых, ресурсная проблема в мире не снимается, а, наоборот, обостряется. И обеспечить ее удовлетворитель­ное решение в нашей стране может только развитие сырье­вой базы восточных районов.

Во-вторых, разрыв хозяйственных связей во время поли­тико-экономического кризиса 90-х годов XX века особенно больно ударил по восточным районам. Ускорился отток на­селения. Более того, мы явно подошли к определенному критическому рубежу, за пределами которого многие про­цессы могут приобрести необратимый характер. Когда бы­ваешь на территории Восточной Сибири и Дальнего Восто­ка, чувствуешь это особенно обостренно.

В-третьих, на фоне глобализации в Азиатско-Тихоокеан­ском регионе (АТР) появился новый центр мировой дело­вой активности.

Кроме того, на восточные регионы приходится 93% разве­данных запасов газа, свыше 80% нефти, 90% угля, а также большая часть редких и цветных металлов, алмазов и золота России. Созданные здесь топливно-энергетические, горно­-металлургические, промышленные объекты вносят сущест­венный вклад в обеспечение экономического роста страны, в формирование положительного сальдо торгового балан­са, наполнение бюджета, Стабилизационного и Инвестици­онного фондов. Помимо чисто экономических и социальных функций МСК восточных районов страны «несет» на себе и государственно-политическую нагрузку ̶ играет важную роль в укреплении территориальной целостности России, в формировании новых отношений с государствами АТР.

Известные политические процессы и переход к новым экономическим отношениям в первой половине 90-х годов XX века привели к серьезному ослаблению экономического потенциала региона, спаду производства, резкому старе­нию основных фондов, существенному исчерпанию ранее подготовленной ресурсной базы. Мы, в Российском союзе промышленников и предпринимателей, в Торгово-про­мышленной палате дважды рассматривали эти темы, кото­рые получили определенное звучание как в обществе, так и в правительстве. Просто подошло время и подоспели поли­тические решения по ряду проектов. Особенно это касается строительства трубопровода Восточная Сибирь ̶ Тихий оке­ан (ВСТО) как задающего темп, опережающий во многом другие проекты.

Этих аргументов вполне достаточно для того, чтобы вни­мание к проблемам Сибири и Дальнего Востока было более конкретным и прагматичным.

Новый этап для Востока России

Дальний Восток и Сибирь ̶ это перспектива России на весь XXI век. И здесь требуются комплексный подход и сот­рудничество государства и бизнеса. Нужны конкретные действия, а не рассуждения.

Что такое Восточная Сибирь и Дальний Восток? От Крас­ноярского края (расположенное здесь Ванкорское месторо­ждение ̶ ключевое для Сибири) до Камчатки ̶ это такая территория и такая проблема, которую нельзя за раз охва­тить, «покрыть» одним проектом, каким бы он ни был «гло­бальным».

Сооружение трубопровода ВСТО положило начало ново­му этапу освоения минерально-сырьевой базы Сибири и Дальнего Востока. В то же время решение проблем МСК в этих регионах настолько сложно, что ни само государство, ни одна существующая или в будущем созданная энергети­ческая компания не в силах их решить. Нужны консолиди­рованные усилия многих участников ̶ и государства, и биз­неса, и всего общества.

Переход от выживания и восстановления к развитию тре­бует сегодня новых организационных подходов, но не тех, что использовались при интенсивном освоении тюменских недр в 60 ̶ 80-е годы прошлого столетия (их называют ныне командно-административными методами), и не олигархи­ческой модели, сформированной в 90-е годы и ориентиро­ванной на сверхинтенсивную, а не комплексную разработку недр. Мировая практика предлагает оптимальный вариант на основе баланса интересов государства, бизнеса и обще­ства. Для нашей страны достижение и поддержание такого баланса потребует много усилий.

Основной задачей для всего МСК страны (в том числе Си­бири и Дальнего Востока) видится воспроизводство ресурсной базы. В настоящее время имеется потенциал, но нет до­статочной обеспеченности запасами промышленных кате­горий. К сожалению, на федеральном уровне не выработан однозначный приоритет в данной сфере Наглядный при­мер: Министерство природных ресурсов (МНР) за послед­ние три года вложило в геологоразведку и Восточной Сиби­ри 3,5 млрд рублей. В тот же период оно получило в виде бонусов от компаний-недропользователей 19,5 млрд рублей. Не лучше ли было создать условия недропользовате­лям для расходования этих средств непосредственно на гео­логоразведочные работы?

Комплексный подход должен быть и при реализации но­вых проектов в Сибири и на Дальнем Востоке ̶ от Полярно­го Урала до Сахалина и Чукотки. Рудные месторождения, имеющие в основном полиметаллическую и многокомпо­нентную природу, при создании соответствующих условий для комплексного освоения дадут больший результат.

Эффективное использование минерально-сырьевого по­тенциала страны и ее крупнейших регионов, безусловно, является общенациональной задачей. В то же время мы считаем, что государство эту задачу может активно решать, концентрируя усилия в рамках государственно-частного партнерства.

Порочная практика

В настоящее время в государственной политике по отно­шению к МСК превалирует фискальный подход на всех эта­пах ̶ от определения целей до конкретных действий. Без этого, видимо, пока нам не обойтись. Вместе с тем пора ши­ре, по-государственному смотреть на существующие проб­лемы, взвешенно сопоставлять политические, экономиче­ские и финансовые аспекты.

Безусловно, со временем, надо уходить от чисто фискаль­ных подходов. Причем во всем: от самых сложных вопросов до конкретных проектов в сфере геологоразведки. В этих вопросах, как говорят специалисты, нужно ставить другие реперные точки ̶ как политические, так и экономические. Прежде всего, в этом деле нельзя ждать быстрого пополне­ния доходной базы. Здесь во главе угла должна стоять дру­гая цель ̶ освоение природных ресурсов, создание рабочих мест, привлечение финансов (причем в максимальном объеме ̶ негосударственных).

Развитие МСК на Востоке страны является задачей госу­дарства, но и ему в одиночку с этой проблемой не справить­ся. Тем более что сейчас не существует командно-админист­ративной системы и мобилизационной экономики. Поэтому единственный возможный выход ̶ налаживание государст­венно-частного партнерства.

Встает еще один важный вопрос: какие потребности должны удовлетворять минерально-сырьевые ресурсы Во­сточной Сибири и Дальнего Востока ̶ внутренние или стран АТР? Пока мы не ответим на него, невозможно привлечь ре­альные частные инвестиции. На какие источники финансирования в таком случае надеяться? Опять на государственные? Но оно не в состоянии выделить миллиарды долларов из своего бюджета!

То есть, с одной стороны, государство в одиночку не «вытянет» подобные проекты, поскольку не может изы­мать средства из бюджета в ущерб выплате пенсий, посо­бий, выполнению других социальных обязательств. С дру­гой стороны, частным инвесторам нужны определенность и стабильность условий реализации проектов. Если на та­кой сложной территории, как Восточная Сибирь и Даль­ний Восток, вдруг станут меняться ранее отворенные «правила игры», то минимум на несколько лет их освое­ние остановится.

Надо четко определиться с источниками, сделать выбор ме­жду государственными инвестициями или заемными средст­вами. При этом надо иметь в виду, что возможности Инвести­ционного фонда РФ весьма ограничены. Он может выступать лишь катализатором, индикатором внимания государства к тому или иному сектору экономики, но не более того.

При этом нередко основные трудности для инвестицион­ных проектов создают само государство и его структуры. Живой тому пример. Не так давно две крупнейшие компа­нии с государственным участием конкурировали на аукцио­не между собой за один и тот же лицензионный участок в восточном регионе. При этом бонусные выплаты превысили все мыслимые пределы. Потрачены огромные средства и уменьшился инвестиционный потенциал структур, принад­лежащих государству. Последнее в этом случае «получило» ему же принадлежащий участок и еще при этом на себе же и «заработало». Насколько целесообразна такая практика? Пока государство не определит место и роль бизнеса в ре­шении проблем МСК Сибири и Дальнего Востока, темпы развития этих регионов не ускорятся.

Нельзя назвать бизнесом покупку активов у самого себя. Такие шаги не проходят незамеченными в финансовых ин­ститутах. На биржах это подвергается анализу, принимается во внимание при выработке решений по инвестированию. Надо уметь посмотреть на себя со стороны. Трудно поверить, что нас не интересуют финансовые рынки, и мы гото­вы реализовать все масштабные проекты лишь силами ком­паний с государственным участием. А ведь если государст­во будет «делить» активы внутри себя самого, то никакой разумный инвестор бизнеса в нашу страну не придет.

Одним словом, государство и частный бизнес должны стать партнерами. Что для этого надо? Необходим гибкий подход к формированию партнерских отношений между ни­ми. При этом важно определить цели, проекты и условия их реализации. Например, нелепо осваивать все месторожде­ния полезных ископаемых ̶ от Камчатки до Енисея ̶ с одной ставкой налогообложения. Это просто невозможно. Думаю, если бы на Сахалине в свое время не были бы использованы гибкие схемы ̶ тот же режим СРП, ̶ то сегодня там не было бы ни пробуренных скважин, ни нефтедобывающих плат­форм.

Но подобные решения ̶ в компетенции политиков, а не бизнеса. Именно государственная власть должна позабо­титься о стабильности и эффективности условий реализации новых проектов. Эти проекты будут способствовать форми­рованию новой собственности, созданной не в процессе пе­рераспределения наследия советского времени, а за счет ума, усилий и энергии предприимчивых людей.

Необходимы и новые организационно-технологические решения, переход на инновационный путь развития. Выс­ший горный совет еще в 2004 г. на заседании в Перми од­ним из первых в стране поставил данный вопрос и нашел отклик в деловой среде и структурах госуправления. Реализация инновационно ориентированного подхода не­возможна без системного участия государства. Но и бизнес может многое предложить в этом направлении.

При этом горное сообщество не разделяет бытующую точ­ку зрения о том, что МСК ̶ синоним технологической отста­лости. Минерально-сырьевой комплекс ̶ это не рудник с кайлом и обушком, знакомый нам по романам Вячеслава Шишкова («Угрюм-река») и Дмитрия Мамина-Сибиряка («Приваловские миллионы», «Золото»). Это комплекс, кото­рый последние 50 лет потребляет самые современные тех­нологии. Мир шагнул далеко вперед в области методов ос­воения недр, но Россия в этом плане пока отстает. Мы что ̶ ресурсы Восточной Сибири и Дальнего Востока намерева­емся осваивать с кайлом в руках, как это было в XIX веке?

Поэтому развитие МСК ̶ это основа модернизации эконо­мики и решения широкого круга социально-экономических проблем восточных регионов. И это во многом определяет перспективы России.

Где центр ответственности?

Приоритетных задач при освоении Восточной Сибири и Дальнего Востока очень много. Одна из них ̶ ускоренная геологоразведка. Рынку должны быть предъявлены не ка­кие-то оценки или ожидания, а реальные запасы, которые не просто разведаны, но и поставлены на баланс. Это ̶ ос­нова основ любого проектирования.

Для реализации проектов важно также сосредоточение государственных полномочий в одной структуре (или, по крайней мере, уменьшение их числа). Сегодня за вопросы недропользования в той или иной мере отвечают МПР, Минпромэнерго, Минфин, агентства, компании с государ­ственным участием и другие ведомства и организации. Проведу историческую параллель ̶ великая Транссибир­ская магистраль была сооружена на рубеже XIX и XX веков всего за 12 лет, но тогда для руководства ее строительством был создан единый комитет, который возглавлял наслед­ник престола. Тем самым проекту было придано особое значение.

Другими словами, нужен центр ответственности при реа­лизации крупных проектов на территории Сибири и Даль­него Востока. При этом надо не бояться коррупции, а исхо­дить из вопросов практической целесообразности. Два года назад мы уже обсуждали в Торгово-промышленной палате России данную тему.

Необходимы также делегирование ряда полномочий с фе­дерального уровня на межрегиональный и создание комп­лексных (по своим функциям) органов госуправления с опре­деленными решающими полномочиями (в области, напри­мер, налогообложения и реализации проектов в сфере недропользования). Возглавлять подобное новообразование должен, как минимум, руководитель в ранге вице-премьера.

Первый шаг в этом направлении уже сделан ̶ правитель­ство сформировало соответствующие советы и комиссии, с которыми горное сообщество уже плодотворно сотрудни­чает. Но необходим орган с решающими полномочиями, иначе государственные средства будут израсходованы неэффективно. Конструктивный, прагматичный подход требу­ет выделить проекты, затем сформировать из них «коридо­ры» и разработать условия их успешной реализации, кото­рые бы учитывали особенности и территорий, и ресурсной базы. Введенные недавно нулевые ставки НДПИ для несколь­ких регионов ̶ это хорошо, но далеко не достаточно для осу­ществления целого ряда новых проектов. Налоги, среда, тех­нологии, инфраструктура и транспортные тарифы ̶ все эти факторы вместе взятые влияют на эффективность недро­пользования, и их надо рассматривать во взаимосвязи.

Итак, для развития отечественного минерально-сырьево­го комплекса есть необходимые условия. Главные из них ̶ выход экономики на путь роста и своевременное усиление внимания со стороны государства к вопросам освоения Сибири и Дальнего Востока. Теперь нужны последовательные действия. Для этого необходимо ввести в практику работы правительства России, Совета Федерации и Государственной Думы тщательное и всестороннее рассмотрение акту­альных вопросов с привлечением представителей профессиональных сообществ. Мы, со своей стороны, готовы участвовать в этом важном деле, оказывать всемерную помощь и поддержку.