На главную

 

России надо зарабатывать не на нефти, а на сервисе

Каковы наиболее актуальные задачи развития нефтегазового сервиса в России?

Ю.Ш.: Нефтегазовый сервис важен не сам по себе. Это серьезный ресурс для государства в деле улучшения ситуации в экономике. Это инструмент снижения затрат нефтяников, полигон для применения новых технологий и оборудования и механизм разрешения дилеммы - сырьевая страна Россия или нет. Через сервис возможно и необходимо направить финансовые ресурсы нефтегазового сектора на инвестиции в другие отрасли, чтобы Россия стала зарабатывать не только и не столько на нефтегазодобыче, а и на технологиях и оборудовании. Если в экономике будут использоваться наши природные и финансовые ресурсы, но западные специалисты, оборудование и технологии, то эффект для реального оживления экономики будет нулевой. Другой вариант: российские природные ресурсы, технологии, оборудование, специалисты, но западный капитал - от такого сочетания, несомненно, произойдет оживление в экономике в целом. Поиск решений лежит где-то между этими двумя полюсами, но если не стремиться ко второму варианту, то в экономике ничего не поменяется.

Как на практике можно добиться развития российской сервисной отрасли?

Ю.Ш.: На начальном этапе тон должно задавать государство: при выдаче лицензий и контроле за их исполнением нефтяников надо ориентировать на работу с российскими сервисными компаниями. В этом процессе могут быть также задействованы и налоговые стимулы. В дальнейшем рынок сам отрегулирует ситуацию. Показателен в этом плане пример Норвегии: 30 лет назад там не было нефтегазового сектора в экономике, но когда стали добывать нефть и газ, то государство путем введения обязательной квоты национального участия и поощрения иностранцев в создании СП с местными предприятиями стимулировало развитие мощного сектора нефтегазовых технологий, которые сейчас востребованы во всем мире.

Вам принадлежит идея создания Национальной сервисной компании. Что вы под этим подразумеваете?

Ю.Ш.: Национальная сервисная компания должна быть задействована как инструмент государственного стимулирования и оживления отраслей экономики через сырьевой сектор. Хочу подчеркнуть, что под национальными сервисными компаниями, а их может быть несколько, подразумеваю крупные публичные компании, за которыми стоит российский капитал. Этот капитал должен формироваться группой инвесторов, а не одним-двумя частными лицами, которые в один прекрасный день могут уехать за границу. Поверьте, если создание таких компаний будет поддержано на самом высоком уровне, инвесторы найдутся. Такие, как Пенсионный фонд, Сбербанк. Российскому капиталу должно принадлежать как минимум 51% акций таких сервисных компаний, но их партнерами и миноритарными акционерами могут быть и иностранцы. Каким образом в этой инициативе может участвовать государство? Прежде всего через государственно-частное партнерство.

Какие предпринимаются практические шаги по созданию национальных сервисных компаний?

Ю.Ш.: Мы продвигаем эту инициативу через Торгово-промышленную палату. На Совете по конкурентоспособности и предпринимательству при правительстве мы по лучили устную поддержку. Сами по себе национальные сервисные компании могут формироваться как на основе тех активов, которые нефтяники продают как непрофильные, так и с нуля, на основе инвестиций. В качестве примеров можно привести нефтяную сервисную компанию ОТО, давно отошедшую от ЛУКОЙЛа. Инвестиционно-финансовая группа «Союзнефтегаз» (контролируется Юрием Шафраником.— „Ъ") также взялась за создание двух сервисных структур. Как видите, процесс пошел.

Интервью взяла Иветта Герасимчук