На главную

 

Роль и место Центральной топливной компании на нефтяном рынке Москвы

Особенность ситуации на московском рынке реализации нефтепродуктов состоит в том, что в Москве раньше, чем где-либо, был взят курс на его децентрализацию. Децентрализация розничного рынка реализации бензина позволила создать конкурентную среду, обеспечила приток средств и строительство новых бензоколонок, в конечном итоге привела к нормализации поставок бензина в Москву. В короткий срок ликвидированы дефицит бензина и очереди на бензоколонках.

Однако новая ситуация, при которой на рынке столицы нефтепродуктами стали заниматься сотни операторов, создала новые проблемы. Для обеспечения энергетической безопасности столицы объективно возникла необходимость создания крупной компании, работающей по рыночным законам, но контролируемой государством, правительством Москвы.

Идея мэра Москвы Юрия Михайловича Лужкова по созданию нефтяной компании Московского региона возникла давно, но долгое время не находила поддержки и понимания на федеральном уровне. Но в какой-то момент стало ясно, что Московскому региону, на который приходится 10-12% от всего рынка потребляемых нефтепродуктов России, действительно нужна компания, которая могла бы служить гарантом энергетической безопасности для этого региона.

В соответствия с Указом Президента Российской Федерации от 21 января 1997 г. № 25 и на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 10 февраля 1997 г. № 146 Постановлением правительства Москвы от 1 апреля 1997 г. № 225 учреждено открытое акционерное общество "Центральная топливная компания''. Компании были переданы принадлежащие правительству Москвы пакеты акций ОАО "Московский нефтеперерабатывающий завод" и ОАО "Моснефтепродукт".

Таким образом, компания является муниципальной, так как имущество компании принадлежит правительству Москвы. Отсутствие у компании частных коммерческих интересов позволяет ее руководству проводить взвешенную государственную политику. Поэтому неудивительно, что с первых шагов своей деятельности ЦТК поставила перед собой следующие цели: не допускать топливных кризисов и способствовать наполнению местного (московского) бюджета, а также стабилизировать топливообеспечение Московского региона, что является важнейшим фактором экономической и экологической безопасности столицы.

Несмотря на то, что 1997 год для молодой и растущей компании был годом становления, часть из задуманного уже удалось реализовать: ЦТК как региональная компания совместно с правительствами Москвы и области комплексно решает энергетические проблемы в таком сложном и стратегически важном регионе, как Москва и Московская область. Удалось скоординировать и наладить совместную работу крупнейшего производителя бензина - Московского нефтеперерабатывающего завода (МНПЗ) и крупнейшего оптового и розничного оператора рынка нефтепродуктов Московского региона - Моснефтепродукта.

До создания ЦТК МНПЗ не мог полностью реализовать свои возможности. В первом квартале 1997 г. МНПЗ был загружен на 70,3% и при этом обеспечил всего 43,4% поставок нефтяных продуктов в Московский регион. В настоящее время благодаря совместной работе ЦТК и руководства завода МНПЗ загружен почти на 100%, и это единственный нефтеперерабатывающий завод в России, который работает с полной нагрузкой.

Очевидно, что чем выше загрузка МНПЗ, тем ниже себестоимость переработки нефти и тем самым ниже и оптовая стоимость нефтепродуктов. В идеале мы хотели бы, чтобы каждый водитель Московского региона предпочитал заправляться нашим отечественным бензином. Но пока 20% этого рынка занято импортными поставщиками. На московском рынке работают и английская "Бритиш петролеум", и итальянский "Аджип", и ряд компаний Литвы, Латвии, Украины и Казахстана.

С другой стороны, в условиях эффективной конкуренции такое соседство можно только приветствовать. Так, к примеру, "Бритиш петролеум" на своих современных автозаправочных комплексах уже задала планку, к которой можно стремиться всем, как по качеству обслуживания, так и по качеству отпускаемого топлива. Московский регион - это как раз тот случай, когда на обозримое будущее всем места хватит. Тем более что пока конкурентоспособность наших заводов ниже, чем западных НПЗ. Опять-таки все упирается в общую экономическую ситуацию: в России налоги стремятся брать с крупных производителей, поэтому оптовая цена бензина в Российской Федерации более чем в 2 раза выше, чем оптовая цена бензина в Европе. При этом розничные цены на бензин в России ниже европейских в 2-2,5 раза. Таким образом, в Западной Европе оптовая цена бензина в 5 раз ниже розничной, а в России - в 1,5 раза.

Этот пример показывает, что вроде бы локальная ситуация на рынке одного столичного города выводит нас на более общий круг вопросов, многие из которых я, в частности, затрагивал в своей недавно вышедшей книге "Нефтегазовые ресурсы в круге проблем". Сохраняющийся сегодня необоснованно высокий уровень налогов в нефтяном секторе экономики отталкивающе действует на потенциальных инвесторов и партнеров, снижает возможности внутренних инвестиций, это все, в свою очередь, приводит к практике обезличенного изъятия и перераспределения средств из пока еще эффективного сектора на неэффективные цели и направления.

Возвращаясь непосредственно к проблемам ЦТК, мне хотелось бы подчеркнуть еще раз, что компания открыта к конструктивному сотрудничеству прежде всего со всеми участниками топливного рынка столицы.

Не могу не остановиться на широко обсуждаемом мнении, что в связи с созданием ЦТК в средствах массовой информации компания якобы стремится к монополизму на московском розничном рынке сбыта нефтепродуктов. Эти утверждения объективно не соответствуют действительности, поскольку собственной сетью АЗС компания пока не располагает. Хотя, естественно, будет стремиться эту сеть создать, так как динамика роста потребления бензина в Московском регионе свидетельствует о том, что в ближайшей перспективе Московский регион может увеличить его потребление в 1,2 раза.

При этом изменится структура потребления бензина: АИ-8O резко сократится, а потребность в АИ-95 и АИ-98 резко возрастет. Подразделения ЦТК полностью готовы к такому возможному изменению конъюнктуры на рынке, так как, к примеру, в объеме "светлых" нефтепродуктов, выпускаемых МНПЗ, 53% составляют марки бензина, октановое число которых (по исследовательскому методу) выше 91. (Для сравнения: в среднем по всем НПЗ США выход бензина составляет 43% и весь бензин имеет октановое число выше 91.) После проведения планируемой ЦТК "идеальной" реконструкции МНПЗ он мог бы производить до 50% высокооктановых марок бензина, полностью обеспечить Московский регион этим видом топлива и в несколько раз увеличить свою прибыль.

В соответствии с Концепцией развития ОАО ЦТК, компания не собирается ограничивать свою деятельность только рамками Московского региона. За короткое время ЦТК удалось подписать важные соглашения с крупными энергетическими регионами - Азербайджаном, Казахстаном. Татарстаном, Удмуртией и др. Во время визита мэра Москвы в Баку и Алма-Ату достигнуты договоренности по широкому кругу вопросов, в том числе и по освоению силами ЦТК перспективных нефтегазовых месторождений.

Необходимо отметить и еще один несомненно успешный этап в годовом развитии ЦТК - погашение долга в федеральный бюджет. Проблема эта стояла настолько остро, что в июле 1997 г. вопрос о расчетах МНПЗ с федеральным бюджетом рассматривался ВЧК.

Компанией и заводом были предприняты ряд организационных, финансовых и технологических мер, которые позволили в 1997 г. выполнить обязательства завода перед федеральным бюджетом. Всего перечислено в бюджет 1114,4 млн. руб. Частично погашена задолженность завода и за предыдущие годы.

Все это происходило в условиях, когда на МНПЗ реализовывались дорогостоящие комплексные экологические проекты и велись peмонтно-профилактические работы, в частности на установке каталитического крекинга. Успешный пуск установки позволил увеличить глубину переработки нефти и изменить качественный состав производимого моторного топлива. Резко возрос выход высокооктановых сортов бензина и дизельного топлива. Эти нефтепродукты получили сертификаты качества на соответствие международным стандартам, утвержденным Европейской организацией по стандартам.

Необходимо отметить, что на ближайшее будущее перед ЦТК стоят острые проблемы, требующие значительных инвестиций. Сделанное является базой для дальнейшего поступательного развития ОАО "Центральная топливная компания". Наша компания самая молодая среди всех нефтяных компаний России. Ближайшие перспективы ЦТК определены в её Концепции стратегического развития. Конкурентная борьба на нефтяном и в целом на топливно-энергетическом рынке объективно требует обеспечить ускоренное развитие ОАО ЦТК. С учетом сложившихся экономических условий и положения в нефтегазовом комплексе России нами определены следующие стратегические пути развития:

- выполнение функций региональной нефтеперерабатывающей и сбытовой компании с обеспечением собственного производства сырьем (нефтью) и частично нефтепродуктами за счет закупок на свободном рынке;

- проведение совместной деятельности с нефтяными компаниями, имеющими собственные сырьевые ресурсы, для обеспечения загрузки производственных мощностей Московского НПЗ и потребностей региона в нефтепродуктах;

- создание собственной базы нефтедобычи, повышение эффективности нефтепереработки, расширение сбытовой сети компании и на этой основе обеспечение лидирующего положения на региональном рынке нефтепродуктов, управление по поручению правительства Москвы столичным топливно-энергетическим комплексом.

Сегодня руководство компании рассматривает эти задачи как этапы формирования и создания в конечном счете мощной вертикально интегрированной топливной компании с охватом в перспективе других регионов России и выходом на зарубежный рынок.

В решении этих и многих других вопросов компания постоянно чувствует поддержку членов ее Наблюдательного совета первых вице-премьеров правительства Москвы Б. Никольского, О. Толкачева и председателя Московского комитета по науке и технологиям В. Евтушенкова.

В комплексе с московским правительством ЦТК проводит объемные целенаправленные работы по повышению экологической безопасности в столице, снижению техногенной нагрузки на окружающую среду, уменьшению выброса вредных веществ в атмосферу. В 1997 г. осуществлена реконструкция основных объектов завода, введены в эксплуатацию новые установки каталитического риформинга бензина, гидроочистки дизельного топлива и др. Одновременно с новым строительством выводилось из эксплуатации морально и физически устаревшее оборудование.

Строительство двух нефтепроводов для подачи сырья на завод позволило закрыть нефтеналивной причал на Москве-реке. В результате исчезла опасность слива загружаемой нефти на почву и в воду. Для переработки ранее сжигавшегося факельного газа построены установки по производству синтетических материалов, используемых для выпуска различных упаковок, обивки автомобилей и в медицинских целях. В октябре была запущена новая уникальная факельная установка, которая значительно снизит шум от сгорания сбросов, расширит диапазон их бездымного сжигания, уменьшит попадания в воздушную среду вредных веществ, улучшит их рассеивание в верхних слоях атмосферы. Думается, что жители Братеева, Капотни и Орехова-Борисова уже почувствовали улучшение экологической обстановки.

В результате всех этих мероприятий количество вредных выбросов в атмосферу сократилось по сравнению с 1985 г. на 25%. Завод находится под пристальным контролем государственного санэпидемнадзора, экологической милиции, природоохранных организаций, регулярные проверки показывают, что не превышается допустимый уровень загрязнения окружающей территории.

На заводе создана собственная экологическая лаборатория. С 1996 г, внедрена автоматизированная компьютерная система "СЭКОМ-11Г, которая непрерывно анализирует состояние атмосферы. МНПЗ - участник международной программы "Партнерство ради прогресса", одно из направлений которой - "Экологические технологии - для оздоровления мира". В 1996 г. Координационный комитет программы наградил завод, как лучшее российское предприятие, решающее экологические проблемы, призом "Золотой Орел". Более того, в начале 1998 г. авторитетная международная комиссия присудила МНПЗ престижный приз "Золотой Меркурии" как лучшему предприятию, предпринимающему эффективные шаги по реконструкции предприятия с учетом аспектов его экологической безопасности.

Компания разработала и представила мэру Москвы инвестиционную программу ОАО "Центральная топливная компания". Прежде всего, она включает, в себя полномасштабную реконструкцию Московского НПЗ, первый этап которой должен начаться уже в этом году. Цель реконструкции - не только модернизация существующих технологических установок, но и создание мощностей по углубленной вторичной переработке остатков сырья, производству малосернистого топочного мазута, удовлетворяющего самым высоким европейским экологическим нормам.

Следующий инвестиционный проект - пуск комплекса по производству изделий из полипропилена. МНПЗ с 1996 г, производит сырье - полипропиленовые гранулы. Теперь стоит задача "запустить" производство товаров народного потребления, т.е. уже готовой продукции.

Как говорились выше, компания намерена сформировать собственную сеть АЗС. Это отдельный проект, реализация которого позволит ЦТК стать одним из операторов на розничном рынке нефтепродуктов столицы.

Ряд отдельных инвестиционных проектов, по нашим расчетам, уже к концу 1998 г, должен обеспечить компании добычу 1 млн. т собственной нефти. Это серьезная и капиталоемкая задача, но мы беремся за нее осознанно и уверены, что решим.

Выполнение инвестиционной программы не только сформирует полный цикл вертикально интегрированной компании - от скважины до бензоколонки, но придаст ей необходимую структурную и финансовую устойчивость.

Для этого у нас есть все необходимое - поддержка московского правительства, конкретные проекты, квалифицированные специалисты. Уверен, что ОАО "Центральная топливная компания" займет достойное место на российском рынке.