На главную

 

Перспективы стратегии сотрудничества отечественного авиапрома и топливно-энергетического комплекса для национальной экономики

Проблема вхождения в Общее Европейское Экономическое Пространство (ОЕЭП) – центральная, с точки зрения стратегических перспектив взаимоотношений России и Европейского Союза, и напрямую связана с проблемой присоединения России к ВТО.

По итогам последнего саммита Россия – ЕС создание ОЕЭП рассматривается как часть идеи создания в долгосрочной перспективе четырех общих пространств (экономического пространства; пространства свободы, безопасности и правосудия; пространства общей внешней безопасности; пространства науки, исследований, образования и культуры).

Важнейшей среди целей интеграции России и ЕС является решение задачи ускоренного экономического развития, взаимного открытия рынков товаров и услуг, включая финансовые и страховые, совершенствования российских институтов, повышения общего уровня национальной конкуренции продукции.

Российская экономика находится на перепутье. Одна дорога ведет к поддержанию конкурентоспособности путем нового снижения реального курса рубля и сохранения заниженных внутренних цен труда и энергии. Другая направлена на улучшение неценовой конкурентоспособности, повышение эффективности производства, обновление производственных мощностей и стимуляции инноваций, т.е. проведение активной промышленной политики, направленной на развитие конкурентоспособных средне- и высокотехнологичных производств.

Уникальность России состоит в том, что она является единственным в мире государством – мировой Державой одновременно по двум наукоемким и высокотехнологичным отраслям промышленности – авиационной и топливо-энергетической, что содержит в себе глобальные возможности эффективного вывода экономики страны из кризиса и ее интеллектуального прорыва на данных направлениях. У России есть колоссальная ниша в виде природной ренты от экспорта нефти, газа и металлов.

Другая ниша России – это её огромный инженерный и научно-технический потенциал, который, однако, сконцентрирован в основном в оборонно-промышленном комплексе и который слабо или почти не реализуется в сфере модернизации гражданского производства и создания новых видов гражданской продукции.

Разгадка проблемы конкурентоспособности заключается, в том, чтобы соединить обе эти ниши, то есть использовать часть природной ренты и научно-технического потенциала для финансирования и развития конкурентоспособной промышленности.

Сохранение Россией статуса мировой авиационной державы, как и статуса мировой топливно-энергетической державы – важнейшие и долговременные приоритеты государства.

Высокая значимость авиации в обеспечении национальной безопасности и обороноспособности страны, ее экономической безопасности и высокая эффективность топливно-энергетического комплекса для стимулирования роста экономики России, при общности стоящих перед отраслями проблем и путей их решения представляются для национальной экономики крайне привлекательными.

Будущее российской нефтегазовой промышленности, ее конкурентоспособность на мировом рынке все в большей степени определяется эффективностью применяемых в ней технологий, методов разведки, разработки и эксплуатации месторождений, уровнем технического обслуживания.

В 2004 году благоприятная конъюнктура мирового рынка привела к дальнейшему росту доходов государства и российских нефтегазовых компаний, но, несмотря на наличие средств и критический износ оборудования, объемы производства ряда важнейших видов промышленной продукции продолжают снижаться. Падает производство геологоразведочного оборудования, которое во многом определяет развитие нефтегазового комплекса. Если в 2002 году было произведено 202 установки для геофизического и поискового бурения, то в 2003 году – 151, а в 2004 году всего 124 установки. Почти вдвое (1004 до 518 штук) снизилось за 2004 год производство станков-качалок, несмотря на то, что ФГУП «ГПО «Уралтрансмаш» освоило в ходе конверсии производство этой продукции на уровне лучших мировых образцов.

Кроме того, на еще не сформировавшийся в России рынок сервисных услуг научно-технического и технологического сервиса, играющих важнейшую роль в развитии нефтегазовой промышленности, осуществляется экспансия со стороны западных транснациональных сервисных корпораций, таких как Halliburtou, Shlumberg, Baker Hughes.

Нарастает конкуренция со стороны западных компаний в сфере создания и применения новых наукоемких технологий, производства и поставок новейшего технологического оборудования и намечается тенденция уменьшения объемов нефтедобычи.

Ежегодный объем услуг на рынке нефтесервиса оценивается в 6-8 миллиардов долларов США с постоянно растущей долей иностранных компаний более 25%.

Технологическое отставание российских сервисных предприятий, финансовые возможности которых не могут конкурировать с транснациональными сервисными корпорациями с бюджетами по НИОКР, исчисляемыми сотнями миллионами долларов в год, ведет к зависимости российских нефтегазовых компаний от иностранных компаний.

Российские специалисты переходят в разряд дешевой рабочей силы.

Однако следует отметить, что в ряде случаев отечественное оборудование уступает зарубежным аналогам по комплексному показателю конкурентоспособности: качество - цена-уровень сервиса-затраты на этапе эксплуатации. В 1988 году Конгресс США принял закон «О торговле и конкурентоспособности», который был направлен на повышение конкурентоспособности высокотехнологичной американской продукции. Следствием этого закона явились программы «Передовые технологии» (поддержка рисковых, дорогостоящих и медленно окупаемых проектов) и «Партнерство в расширении производства» (содействие в модернизации средних и малых фирм). Требуется также ускорение создания и внедрения добровольной системы сертификации изготовителей нефтегазового оборудования.

Подобные процессы развиваются и в отечественном авиапроме, находящимся в кризисном состоянии, для которого эффективными мерами начального этапа вывода из кризиса могло стать энергичное развертывание работ по созданию базовых критических технологий для самолетов, двигателей и оборудования военной и гражданской авиации нового поколения, их материалов, покрытий, современных методов ранней диагностики, механизмов и оборудования и т.п., которые одновременно, могут быть использованы и в ТЭК.

В Авиационной промышленности требуется также:

    эффективное техническое перевооружение изношенных от ~50% и более основных фондов авиационной промышленности;

    широкое и обязательное введение на предприятиях авиационной промышленности, как энергоемкой отрасли, энергосберегающих мероприятий, способствующих снижению энергоемкости промышленной продукции;

    существенное снижение времени и полных затрат на создание отечественной конкурентоспособности авиационной техники с учетом полного жизненного цикла;

    обеспечение конкурентоспособности отечественной авиационной техники (сервисное обслуживание, ресурсные и экологические характеристики, безопасность и др.), создание конкурентной среды и поэтапная ликвидация монопольных структур;

    сокращение импорта (закупки) иностранной авиационной техники).

В законодательном плане необходимо осуществить комплекс мер правовой и экономической поддержки отечественного производителя и эксплуатанта, в частности внесения необходимых изменений в налоговый, бюджетный кодексы и другие законодательный акты и др.

В сложившихся условиях представляется целесообразным объединение интеллектуальных и ресурсных потенциалов авиапрома и ТЭК, которые на наш взгляд, целесообразно реализовывать в совместных программах фундаментальных, научных и поисково-прикладных исследований, обеспечивающих прорывные решения проблем авиапрома и ТЭК и включающие теоретические разработки и открытия, принципиально новые возможности развития отраслей и обеспечения высокой конкурентоспособности импортозаменяющей продукции, услуг, обновления производственной базы и т.п. При этом без организующей специальной поддержки государства здесь не обойтись. Государственный протекционизм был традиционным средством защиты промышленников в период становления в большинстве стран капиталистического мира.

Широкие возможности оборонки позволяют в конечном итоге, поставлять технику которая будет более экономичной, если считать по всему жизненному циклу, а по эффективности она не уступает западной.

Успешный опыт индустриальной политики имеет Франция и Япония, развившие свою автомобильную, электротехническую и компьютерную промышленность.

Главным оружием завоевания рынков была бурная инженерно-конструкторская мысль, которая давала плоды в виде постоянного внедрения новых, более качественных, по сравнению с конкурентами, видов продукции.

Взаимодействие МНПАА и Союза нефтегазопромышленников России, тесное сотрудничество с Торгово-промышленной палатой России и г. Москвы, ее Комитетом по энергетической стратегии и развитию топливно-энергетического комплекса, подтверждает актуальность такого направления. На базе высоких технологий авиапромом России уже созданы: высокотехнологичные системы и оборудование, высокоэффективные конкурентоспособные газоперекачивающие станции, газотурбинные электростанции и мини ТЭЦ, современное оборудование и технологии диагностики и восстановления трубопроводов глубокого залегания, поиска разливов нефти, современная авиационная техника для пожаротушения, оборудование по утилизации жидких и твердых отходов методом газификации, детандергенераторы, погружные насосы, опреснители воды и холодильные агрегаты и т.п. Требуется государственная поддержка их активного тиражирования в ТЭК страны.

Представленные Межрегиональной научно-производственной авиационной ассоциацией указанные передовые российские технологии на Российско-Саудовском Бизнес Форуме в Эр-Рияде в мае 2005г., вызвали большой интерес на внешнем рынке.

В настоящем времени в России уже создан целый ряд современных электростанций и мини ТЭЦ широкого диапазона мощности (0,8 до 30 мвт и более), приспособленные к различным топливным источникам (газ, дизельное топливо, нефть и т.п.) со стоимостью вырабатываемой электроэнергии и тепловой энергии соответственно в 2-3 раза ниже получаемых традиционным способами.

При общей потребности по стране ~ 400 штук, внедрение их в народное хозяйство, в оборонный комплекс и ТЭК, по ряду причин тормозиться или осуществляется единично. Тяжелые экстремальные последствия, имевшие место в Москве, Московской области и других регионах России, в связи с крупной аварией в мае 2005 года на объектах энергетического комплекса могли быть сведены до минимума, если бы на основных объектах повышенных рисков (больницах, аэропортах, детских садах и т. п.) имелись бы резервные источники электропитания.

Необходимо организовывать постоянный диалог двух отраслей по проблемным вопросам, управлению и координации работ с привлечением государственного и частного капитала; давно назрела необходимость в организации совместных научно-исследовательских работ, эффективного использования дорогостоящего специального оборудования, инновационных технологий, программных средств, а также финансовых и кадровых ресурсов, которые, в итоге, повысят конкурентоспособность продукции отраслей и позволят создавать ее в принципе на высоком уровне, а также привлекать значительные инвестиции в секторе создания совместного научно-технического задела.

Инновационный процесс важен не только как внедрение новых технологий и оборудования, а прежде всего как реализация комплекса государственных мер, позволяющих оживлять и поднимать смежные отрасли, переходить на наукоемкий путь развития.

Долговременное сотрудничество наукоемких и финансовых отраслей – Авиации и ТЭК – залог к динамичному росту и эффективному развитию страны в настоящем и будущем.