На главную

 

Основные тенденции современного развития нефтегазового комплекса России

В современной России ответственность за принимаемые те или иные решения не просто велика, а огромна, как никогда. В особенности, если эти решения связаны с энергетическими проблемами в широком смысле слова - начиная от разведки и добычи, заканчивая конечным использованием энергоресурсов. Ответственность эта ложится и на каждого из нас, кто реализует принятые решения.

Прежде всего, надо уяснить для себя важную деталь: каковы основные мировые тенденции, тот фон, на котором происходит дальнейшее развитие ТЭК России. Во-первых, канули в лету те времена, когда на протяжении почти 15 лет средняя цена одного барреля нефти стоила около 18 долларов. Это не значит, что в ценовой политике не будет взлетов и падений. Их избежать вряд ли удастся, но уже сейчас ясно одно: динамика цен приобретает устойчивый характер. Наша страна, благодаря мировой конъюнктуре, попала в полосу долговременного роста цен на нефть и газ.

Вторая тенденция, которая все отчетливее дает о себе знать - обостряющаяся борьба за мировые ресурсы. Еще четыре-пять лет назад, когда беседовал с президентами ведущих мировых компаний о перспективности развития Восточной Сибири, то ответ был следующим: «эти регионы России нас мало привлекают». Прошло каких-нибудь два-три года, и отношение этих компаний к участию в разработке нефтегазовых месторождений в Восточной Сибири существенно изменилось.

Это лишь один пример. При желании их можно привести десятки. И все они подтверждают понятную и простую мысль: все интенсивнее идет глобализация рынков, структур и капитала. Применяется высочайший уровень технологий во всем спектре нефтегазового производства - от разведки, добычи, переработки, нефтегазовой химии и всего, что связано со всем комплексом проблематики топливно-энергетического комплекса. Во всем мире идет последовательное снижение издержек и затрат. И у нас, на первый взгляд, все здесь выглядит вполне достойно. Однако опытный руководитель без обиняков скажет, что наше снижение издержек на фоне последних лет в большей степени искусственно. В первую очередь это связано с тем, что до начала 90-х была создана отличная база, опираясь на которую и удается выглядеть достаточно презентабельно. Это - не более чем иллюзия. Если ее вовремя не увидеть и не принять меры, обернется не просто проблемой, а бедой.

С учетом уже затронутых вопросов, некоторых прогнозных оценок, высказанных мною, другими выступающими, можно сделать вполне определенный вывод: нефтегазовый комплекс России находится в преддверии больших и серьезных перемен. Они накопились и обусловлены, как структурными изменениями в топливно-энергетическом комплексе России, так и общими тенденциями, характерными для развития мирового рынка энергоресурсов.

Вполне логичным было бы затронуть вопрос и о подготовке новых нефтегазовых активов. В ближайшие два-три года тема эта должна выйти из области рассуждений и обсуждений в практическую плоскость: вылиться в подготовку таких проектов, которые можно было бы финансировать. А то порой как бывает, провели работу по подготовке нефтегазовых активов, вложили приличные средства, а дальше дело стопорится. Как оказывается, не хватает или вообще отсутствуют инвестиции. На мой взгляд, именно финансовая составляющая в период запуска новых проектов должна прорабатываться особенно тщательно с учетом всех рисков в условиях данного периода развития экономики и внебюджетного финансирования. Только после этого, минимум через год-два от момента готовности активов, когда финансовая составляющая заработает, можно говорить о том, что новый проект запускается, или запущен в работу.

Еще одна тенденция, российская - это усиление роли государства. Так уж получилось, что с начала 90-х годов наряду с реформами, которые мы или запустили, или участвуем в их реализации, или переживаем, оценивая их ход, говорилось и говорится об усилении роли государства. В последние годы эти разговоры стали обретать более реальные и конкретные очертания. В целом, считаю это нормальным процессом, по крайней мере, на тот период, который Россия сейчас переживает. Рассматривая и анализируя этот вопрос, мы обязаны своевременно вырабатывать свои рекомендации и предложения. Затем, уже по мере их реализации, корректировать и вносить изменения.

Подобная практика работы уже имеет место. Не так давно на заседании Высшего горного совета, в работе которого принял участие Министр природных ресурсов Российской Федерации Ю. П. Трутнев, обсуждался вариант Закона о недрах. С этим документом мы поработали обстоятельно. Были высказаны предложения по более четкой проработки механизма реализации целого ряда важнейших его статей, направленных на повышение эффективности использования недр. Мимо этого просто нельзя было пройти. Во всем мире, например, коэффициент нефтеотдачи от месторождений возрастает. В России же, наоборот, за последние 14-15 лет снижается. Какими темпами, и в каких пределах неизвестно. Достоверной статистики на эту тему нет, поскольку вот уже 10 лет не проводился сколь-ни-будь серьезный анализ ни одного нефтегазового региона. О какой тогда эффективности использования недр может идти речь?!

Несколько слов об объявленных структурных преобразованиях. Все слышали о создании компании - Газпромроснефть. Как мне кажется, такой вариант развития событий вполне приемлем. В свое время, будучи министром, я предлагал, чтобы, в период преобразований и реформ государственный капитал, государственная собственность, были сконцентрированы в нескольких крупных или одной большой Национальной нефтяной компании. Думаю, появление крупного нефтегазового или энергетического холдинга соответствует мировым тенденциям и тому переходному периоду, который переживает сейчас Россия. В данном случае, присутствие государства, владеющего как минимум 51% и более акций холдинга, будет способствовать новым структурным преобразованиям, более оперативному решению целого комплекса вопросов, способствующих развитию ТЭКа страны.

Структурные преобразования, на мой взгляд, должны затронуть и то, что мы называем структурой самих компаний. Мне видятся здесь три формы существования нефтяных компаний. Первая - ЛУКОЙЛ, как прообраз транснациональной компании, в которой контрольный пакет капитала является национальным (неважно государственным или частным), но с безусловным выходом в своей деятельности за пределы России. Вторая - Сургутнефтегаз - как сугубо национальная компания и по капиталу, и по проектам, в которой акционерами являются десятки миллионов людей. Третья форма - малые и средние компании. Их доля должна быть не ниже четверти от общей добычи нефти и газа в стране. В противном случае, ни среднего класса, ни реформы, ни насыщения внутреннего рынка не обеспечить без административных механизмов. А так - это вполне возможно и реально, поскольку именно эти компании обеспечивают во всем мире, в том числе и у нас наполнение, в первую очередь, внутреннего рынка.

У нас исторически сложились две опорные точки роста экономики: военно-промышленный и топливно-энергетический комплексы. Инновационная политика, техническое и технологическое перевооружение должны начинаться именно с этих секторов, от которых зависит конкурентоспособность и геополитический вес в мире. Это задачи, безусловно, государства и надеюсь, что в ближайшие годы решение их станет превалирующим направлением нашей промышленной политики.

Что бы мне хотелось сказать в завершение выступления? Мы обязаны добиться ряда радикальных изменений по снижению затрат и повышению эффективности деятельности компаний. Произвести поворот от снижения к повышению нефтеотдачи пластов, обеспечить изменение структуры акционерного капитала компаний - в сторону большей национальной ориентации, с переходом от личных капиталов к публичным. Безусловно, необходимо начать привлекать инвестиции с фондового рынка. Рынок сегодня никак не влияет на развитие нефтегазового сектора. В то же время, фондовый рынок может стать не только мощным ресурсом отечественных инвестиций, но и главным мотором изменения акционерного капитала компаний. Должны происходить радикальные изменения и в механизмах и методах управления компаниями. Причем с безусловным возрастанием роли совета директоров и правления, с безусловным отходом от управления собственников компаний и передачей управления профессиональному менеджменту. Это задачи, конечно, не месяцев и даже не одного года. И роль государства в их реализации мне представляется вполне весомой.

Каждый раз, говоря о нефтегазовом комплексе России, невольно испытываешь гордость за тех, чей самоотверженный труд позволил создать его, гордость за то, что сам отношусь к нефтегазовому сообществу. Но вместе с тем я задаю себе вопрос: «Мы сейчас создаем, наращиваем и упрочняем то, что создавалось трудом предыдущих поколений или проедаем и регрессируем?»

Эта обеспокоенность заставляет меня озвучивать проблемы, стоящие перед нефтегазовым комплексом, с тем, чтобы, обсуждая их, находить конкретные предложения для обеспечения устойчивого, поступательного

развития нефтегазового сектора российской экономики.