На главную

 

Основные направления обеспечения энергетической безопасности России

Энергетические проблемы и способы их решения были и будут важным фактором не только в политике отдельного государства, но и заботой всего мирового сообщества.

Потоки энергоресурсов в больших объемах перетекают из одних стран в другие, а воздушные и водные потоки, насыщенные отходами энергетического производства, не признают границ отдельных государств.

Именно поэтому с позиций единого евро-азиатского энергетического пространства мне бы и хотелось осветить энергетическую политику России, включая вопросы ее энергетической безопасности.

1. Роль топливно-энергетического комплекса в экономике России

Российская Федерация является одной из ведущих энергетических держав. В настоящее время на долю России приходится почти седьмая часть суммарного производства первичных энергоресурсов в мире. Топливно-энергетические ресурсы - основное богатство России. В стране сосредоточено 13% мировых запасов нефти и 15% ее добычи. На долю России приходится более 36% мировых запасов газа и около 31% его добычи. Разведанные запасы угля составляют 12% (третье место в мире после США и Китая). Экономический потенциал нетрадиционных источников энергии оценивается порядка 270 млн т у.т.

Общероссийские энергоресурсы и промышленные запасы топлива в обозримой перспективе достаточны для полного обеспечения собственных потребностей, а также для экспорта.

Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) России - это стержень экономики страны, обеспечивающий жизнедеятельность всех отраслей национального хозяйства, консолидацию регионов, формирование значительной части бюджетных доходов и основной доли валютных поступлений из-за рубежа.

Доля ТЭКа в экономике страны составляет в общем объеме промышленной продукции более 25%, в доходной части федерального бюджета- 38% (в том числе по промышленности - 62%), в общем объеме экспорта - свыше 50%. Результаты деятельности ТЭК крайне важны для платежного баланса страны, поддержания курса рубля, организации международного экономического сотрудничества.

Структурное оформление системы управления в отраслях ТЭК, по нашей оценке, соответствует современным требованиям перехода, к рынку. Специфика продукции ТЭКа (высокая ликвидность, острая необходимость для всех отраслей и населения) делает его самой заинтересованной структурой в развитии рыночных отношений в российской экономике.

Хотя ТЭК пока работает надежнее, чем другие отрасли промышленности, без мер государственной поддержки он может оказаться в глубоком кризисе.

Всеобщий кризис неплатежей обострил проблему инвестиций и, следовательно, перспективного развития ТЭКа. Поэтому в настоящее время крайне важно создание и законодательно-нормативное закрепление «правил игры». Необходимость поставки топлива не должна приводить к принудительному распределению ресурсов без их полной оплаты. Сейчас же ТЭК фактически дотирует другие отрасли, не получая оплаты за свою продукцию.

2. Состояние топливно-энергетического комплекса

В основе нарастающих кризисных явлений в топливно-энергетическом комплексе России лежат следующие основные причины:

· безудержное наращивание объема добычи и производства энергоносителей при неоправданно низких отпускных ценах не стимулировало их рациональное и экономное использование. В результате энергоемкость национального дохода России в 1,5-2 раза выше, чем в США и западноевропейских странах;

· систематический дефицит централизованно выделяемых из госбюджета топливно-энергетическим отраслям капитальных вложений и материально-технических ресурсов вызвали длительное перенапряжение производственного аппарата топливно-энергетического комплекса. Причем это происходило на фоне ухудшения горно-геологических условий эксплуатации в основных топливно-добывающих регионах России и резкого роста необходимых затрат на добычу углеводородов;

· большая зависимость нефтяной и газовой промышленности от импорта труб и оборудования при недостаточном техническом уровне и надежности соответствующей отечественной продукции;

· ликвидация в 1988-1991 годах жесткого административного управления народным хозяйством на плановой основе без создания соответствующей рыночной среды в экономике.

Анализ предварительных итогов работы ТЭК в 1994 г. показал, что спад производства основных ТЭР в 1994 г. по сравнению с 1993 г. составил от 1,9% (добыча газа) до 12,1% (добыча угля). До опасных пределов снизилась переработка нефти и моторных топлив (на 15,5% по переработке нефти и 16,2% по производству дизельного топлива). Резко упали объемы эксплуатационного бурения в нефтедобывающей промышленности (с 19,9 млн. м до 12,0 млн. м или почти на 40%). Снижается производственный потенциал отраслей, особенно в угольной промышленности, где выбытие мощностей существенно опережает их ввод.

Отсутствие средств для реконструкции, технического перевооружения, ремонта и замены оборудования для оснащения современными средствами диагностики и предотвращения аварий приводит к возрастанию риска и постоянному повышению аварийности в ТЭК. В результате возрастает вероятность сбоев в энергоснабжении потребителей, катастрофически загрязняется окружающая среда, подрывается экономическая и энергетическая безопасность России.

Чтобы не позволить развиться негативным процессам в ТЭК до критического уровня, под эгидой Министерства топлива и энергетики РФ разработана и одобрена Правительством Российской Федерации комплексная топливно-энергетическая программа на период до 2010 года «Энергетическая стратегия России».

Главная цель новой Энергетической стратегии заключается в выработке конкретных путей и способов использования топливно-энергетических ресурсов страны для скорейшего преодоления спада экономики и последующего роста жизненного уровня населения. Основные пути решения этой задачи - интенсивное энергосбережение, оптимально достаточный экспорт энергоресурсов при постепенном наращивании их производства и проведение сдержанной инвестиционной политики, ориентированной на наиболее эффективные проекты.

Реализация основных положений Энергетической стратегии России позволит повысить надежность энергообеспечения потребителей и энергетическую безопасность страны.

3. Сценарии энергопотребления

В рамках Энергетической стратегии оценка будущего энергопотребления выполнена для трех сценариев развития социально-экономической ситуации в стране: оптимистического, вероятного и пессимистического. Наиболее детально рассмотрен «вероятный сценарий», который основан на предпосылке преодоления экономического спада в 1997-1998 годах, восстановления в течение 7... 8 лет экономики на докризисном уровне и последующего роста с темпом: 3...3,5%в год. Этот сценарий, также как и «оптимистический», ориентирован на активную энерго- и ресурсосберегающую политику.

Десятилетия неэффективного использования энергоресурсов создали в России огромный неиспользованный потенциал энергосбережения, достигающий 40...45% современного энергопотребления (460...540 млн т у.т). Реализация этого потенциала является высшим приоритетом энергетической политики, поскольку в России каждый процент экономии энергоресурсов дает прирост национального дохода на 0,35...0,4%.

За счет энергосбережения можно и должно снизить нагрузку ТЭК на экономику страны, стабилизировать выбросы в атмосферу вредных отходов от предприятий ТЭК и сохранить наши природные ресурсы для разумного внутреннего потребления и необходимого экспорта.

В связи с этим энергосбережение является не только важнейшей внутрироссийской проблемой, но и международной, так как от успеха выполнения программы энергосбережения зависит получение дополнительных топливно-энергетических ресурсов для экспорта, которые в свою очередь повысят стабильность и надежность российских поставок на европейский рынок.

Интенсивность энергосбережения решающим образом сказывается на сценариях потребления: при «оптимистическом» энергосбережении можно было бы на длительный период стабилизировать энергопотребление народного хозяйства на уровне ниже современного, а в «вероятном» варианте потребность будет расти и превысит к концу периода ее величину в докризисном 1990 г. В Энергетической стратегии детально проработаны четыре сценария энергопотребления, очертившие минимальные и максимальные уровни перспективной потребности в конечных энергоносителях (таблица 1).

Во всех сценариях предусматривается приоритетное обеспечение энергией первоочередных потребностей людей, причем не только количественно, но и за счет использования на эти цели более высококачественных энергоносителей - электроэнергии, природного и сжиженного газа, угольных брикетов и т.д.

Таблица 1

Диапазоны потребности в энергии народного хозяйства России

Энергоносители

2000 г.

2005 г.

2010г.

Электроэнергия, млрд кВт·ч

850...990

920...1120

1080...1270

Теплоэнергия (централизованная), млн Гкал

1870...1950

1885...2000

1900...2050

Моторное топливо, млн т

76...80

79...88

83...95

Первичные энергоресурсы, всего, млн т у.т.

950...1090

980...1140

1010...1200

Душевое энергопотребление, т у.т./чел

6,5...7,3

6,6...7,5

6,6...7,8

В целом политика переориентации энергопотребления на жизнеобеспечение населения в сочетании с широким применением соответствующих льгот и других экономических стимулов приведет к повышению доли этих нужд в общем потреблении первичных энергоресурсов с 24...25% в настоящее время до 28...29% в 2000 г. и 30...32% в 2010 г.

4. Совершенствование структуры топливно-энергетического комплекса

Обеспечение надежного и эффективного энергоснабжения страны возможно осуществить только при перестройке производственной структуры ТЭК.

В перестройке производственной структуры энергетики мы выделяем два этапа.

На первом этапе (1995-1997 гг.) конкурентность российских энергоресурсов определяется не столько новыми инвестиционными проектами, сколько способностью предприятий адаптироваться к постоянно меняющимся рыночным условиям внутри страны и получению возможности выхода на внешние рынки. В этот период первостепенным фактором является развитие энергопредприятий в условиях нарастающих неплатежей, острого недостатка оборотных средств и прогрессирующего старения основных фондов. Крупные комплексы, например, РАО «Газпром» и «ЕЭС России», ГП «Роснефть», компании «ЛУКойл», «ЮКОС», «Сиданко» и др. легче выдержат эти трудности. Однако судьба менее крупных объединений и самостоятельных предприятии будет во многом зависеть от эффективности правительственных мер по стабилизации финансового положения в экономике и ТЭКе, инициативы местных органов власти и самих предприятий.

На втором этапе (до 2010 г.) совершенствование производственной структуры ТЭКа будет обеспечиваться условиями конкурентоспособности российских энергоресурсов внутри страны и на рынках ближнего и дальнего зарубежья.

На основе выполненных прогнозов конъюнктуры внутреннего и внешнего рынков в Энергетической стратегии разработаны необходимый и максимальный варианты развития ТЭК и его отраслей, представленные в таблице 2.

Необходимое развитие ТЭК определено так, чтобы гарантированно обеспечивать энергетические нужды России при пониженном энергопотреблении (т.е. максимальном энергосбережении) и умеренном экспорте энергоресурсов. Максимальное же развитие ТЭК потребуется, если при повышенном энергопотреблении сложатся благоприятные условия для высокого экспорта российских энергоресурсов.

Таблица 2

Варианты производства первичных энергетических ресурсов

1994г.

2000 г.

2005 г.

2010 г.

факт.

необ.

макс.

необ.

макс.

необх.

макс.

Производство энергоресурсов, всего, млн т у.т.

1434

1410

1600

1480

1710

1550

1820

В том числе: нефть и конденсат, млн т

317,7

270

310

275

330

280

350

природный газ, млрд м3

607,3

660

740

700

800

740

860

уголь, млн т

270,8

250

290

275

295

300

340

гидроэнергия, млрд кВт·ч

177,1

165

170

172

180

180

190

атомная энергия, млрд кВт·ч

97,8

120

125

122

140

125

160

нетрадиционные энергоресурсы, млн т у.т.

1

4

6

7

10

10

17

Прогнозируемые уровни экспорта российских энергоресурсов приведены в таблице 3.

Таблица 3

Развитие экспорта энергоносителей

1994г.

2000 г.

2010г.

Экспорт энергоресурсов, всего, млн т у.т.

425

400...470

440...560

В том числе: нефть и нефтепродукты, млн т

148

100...140

110...160

газ, млрд м3

183

200...220

260...310

В связи с кризисной экономической ситуацией в России до 1996-1997 гг. возможно некоторое понижение суммарного потребления энергоресурсов. При этом, несмотря на падение промышленного производства и соответствующее снижение потребности в энергоресурсах, пропорционального уменьшения потребления газа в народном хозяйстве не произойдет.

Более того, вследствие снижения добычи нефти, уменьшения производства электроэнергии (до 2000 г.) и сложной ситуации в угольной промышленности газовая промышленность должна сыграть главную роль в обеспечении страны энергией, что предполагает определенный рост добычи газа на перспективу. При этом добыча газа должна увеличиваться преимущественно за счет разработки месторождений в освоенных газодобывающих районах, использования созданных мощностей системы газоснабжения с обновленным оборудованием газотранспортных систем при наращивании распределительных сетей, особенно в сельской местности.

К 2000 г. прогнозируется рост добычи газа до 660...740 млрд м3 против 607,3 млрд м3 в 1994 г. Для этого потребуется выполнить большой объем работ по реконструкции Единой системы газоснабжения в целях повышения ее надежности, энергетической и экономической эффективности, развития систем подземных хранилищ газа.

Одной из стратегических задач ТЭКа на долгосрочную перспективу является преодоление спада добычи нефти по сравнению с уровнем 1994 г. (317,7млнт).

По самым оптимистическим расчетам при ориентации только на отечественные технологии и производственную базу снижение добычи нефти с газовым конденсатом будет продолжаться до 2000 г. и достигнет 270...310 млн т. В этих условиях необходимо вовлечь в разработку не менее 6...8 млрд т запасов нефти и по крайней мере вдвое увеличить объем буровых работ.

Интерес к нефтяному комплексу России все шире проявляют и инофирмы, в апреле 1995 г. между российскими представителями и консорциумом «Timan Pechora Company» (консорциум, в состав которого входят американские компании Техасо, Еххоn, Amoco и норвежская компания Norsk Hydro) достигнуто соглашение практически по всем основным параметрам контракта на разработку тимано-печорских нефтяных месторождений.

Совместным российско-американским СП «Полярное сияние» начата промышленная добыча нефти на Ардалинском месторождении в Ненецком автономном округе, причем здесь создано около 2000 новых рабочих мест.

Уже в ближайшие годы следует ожидать мощного развития нефтетранспортной системы на Северном Кавказе. Это и строительство новых нефтеэкспортных терминалов на побережье Черного моря (рассматриваются несколько вариантов их локализации), и создание транснациональных нефтепроводов, соединяющих Черноморское побережье с нефтепромыслами Казахстана. В частности, с созданием последних напрямую связывается полномасштабное освоение крупнейшего в Казахстане месторождения Тенгиз и освоения шельфовых месторождений Каспийского моря. Для реализации этих проектов привлекаются огромные иностранные инвестиции, образован специальный Каспийский трубопроводный консорциум.

Среди возможных проектов на Дальнем Востоке первоочередного внимания заслуживает привлечение иностранных инвестиций и технологий для освоения месторождений шельфа Сахалин. Реализация подготовленных к настоящему времени проектов освоения месторождений нефти и газа на континентальном шельфе даст возможность принципиально по-новому решить проблемы развития ТЭК Дальнего Востока.

Несмотря на неплатежи и отсутствие инвестиций, начала осуществляться программа коренной реконструкции нефтеперерабатывающей промышленности.

Для стабильного обеспечения народного хозяйства моторным топливом необходимо удержать объемы нефтепереработки на уровне 200... 220 млн т в год при увеличении глубины переработки нефти до 75% в 2000 г. и 83... 84% в 2010 г.

С целью стабилизации функционирования и последующего развития систем обеспечения нефтепродуктами предусматривается:

· реконструкция действующих и строительство новых морских перевалочных комплексов для поставки нефтепродуктов на экспорт (Дальний Восток, Приморский и Краснодарский края, Ленинградская и Калининградская области);

· развитие новых магистральных сетей нефтепродуктов и отводов от них к нефтебазам (в перспективе на пятилетний период планируется соорудить около 3,4 тыс. км нефте- и продуктопроводов).

Экономическая ситуация в угольной промышленности является крайне напряженной. Длительное время не проводилась реконструкция 109 шахт (46%). Только на 15% шахт показатели можно сравнить с достигнутыми на передовых зарубежных предприятиях.

Национальные интересы России диктуют необходимость сохранения в ее экономике конкурентоспособной угольной промышленности, и Минтопэнерго РФ предпринимает необходимые усилия, чтобы реализовать эту задачу. Для угольной отрасли разработана четкая стратегия и программа развития. Сегодня работа над основными направлениями реструктуризации отрасли практически завершена. Программа предусматривает мобильные перераспределения и концентрацию ресурсов отрасли, постепенный вывод из эксплуатации особо убыточных и государственную поддержку рентабельных предприятий, которые сегодня обеспечивают половину добываемого угля.

Объем добычи угля до 2000 г. намечается сохранить на уровне 250... 290 млн т.

Основой электроэнергетики России является российское акционерное общество «Единая энергетическая система России» (РАО «ЕЭС России») и 71 региональное акционерное общество, часть которых входит в состав РАО на правах дочерних компаний, остальные являются самостоятельными.

В результате сокращения спроса на электроэнергию электроснабжение практически всех регионов России, кроме хронически энергодефицитных Дальнего Востока, Забайкалья и Северного Кавказа, обеспечивается стабильно, а резерв мощности достигает 17... 25%.

Внедрение нового, более экономичного оборудования (газотурбинных установок с паровыми котлами, утилизаторами на паровых турбинах вместо устаревших паросиловых установок) с привлечением иностранных инвесторов должно стать перспективным направлением при техническом перевооружении действующих электростанций, особенно в Европейской части страны.

К 2000 г. и 2010 г. прогнозируются следующие уровни производства электроэнергии: 880...920 и 900...1000 млрд кВт·ч соответственно.

Важной задачей является осуществление тщательно взвешенной программы перспективного развития атомной энергетики. Используя «газовую паузу», предполагается вывести из эксплуатации реакторы первых поколений и заменить их наиболее совершенными реакторами на Балаковской, Калининской и ряде других АЭС.

Ожидается, что производство электроэнергии на АЭС увеличится от 110 млрд кВт·ч в 1995 г. до 125... 130 млрд кВт·ч в 2000г.

Исходя из того, что на территории Украины, Литвы, Венгрии, Словакии и Болгарии работают АЭС, построенные по советским технологиям, мы заинтересованы в объединении совместных усилий для решения проблемы их безопасности.

5. Международные аспекты энергетической безопасности

Сотрудничество Минтопэнерго России с международными структурами в области топлива и энергетики можно условно разделить на несколько главных направлений:

· двусторонние и многосторонние отношения в рамках межправительственных соглашений со странами ближнего и дальнего зарубежья;

· сотрудничество с международными специализированными организациями;

· отношения с транснациональными энергетическими корпорациями.

Относительно первого направления сотрудничества можно уверенно констатировать тот факт, что на данном этапе приоритетной целью является полноправное вхождение России в европейский энергетический рынок. И здесь безусловно важным шагом на пути интеграции в мировую экономику явилось участие России в Договоре к Европейской Энергетической Хартии. Мы полагаем, что наряду с расширением возможностей для использования мирового опыта в области энергетической политики и практики, данный шаг позволит обеспечить решение такой задачи, как единообразное регулирование между странами СНГ по всему комплексу энергетических проблем.

В целом Энергетическая хартия России открывает для европейских компаний недискриминационный доступ к российским энергетическим ресурсам, а Россия взамен должна получить такой же свободный доступ к рынкам сбыта энергоресурсов, технологиям и ноу-хау эффективной добычи и использования энергии.

Понимая важность всестороннего и тщательно проанализированного подхода к определению путей стабилизации положения в ТЭК, мы придаем также большое значение развитию отношений с международными специализированными организациями. Примером такого сотрудничества является подписание 6 июля 1994 г. «Совместной Декларации о сотрудничестве в области энергетики между Правительством Российской Федерации и Международным энергетическим агентством».

Стратегической целью международного сотрудничества должно стать повышение эффективности ТЭК путем изменения структуры присутствия России на зарубежных энергетических рынках и создание необходимых условий для привлечения иностранных инвестиций.

Отрасли ТЭК остро нуждаются в притоке капитала. Проводимая Правительством России политика привлечения инвестиций из-за рубежа уже дала первые обнадеживающие результаты. Так, в 1993 г. общие поступления капитала из-за рубежа только в нефтяной сектор России составили 800 млн дол.; в 1994 г, - 934 млн дол. или 60% от всех иностранных капиталовложений в экономику России в этом году.

И все же уже принятых решений по привлечению иностранных инвестиций в ТЭК на сегодня недостаточно.

С начала проведения экономических реформ основной формой сотрудничества российских и зарубежных компаний были совместные предприятия. На середину 1994 г. в нефтяной отрасли России действовало 51 совместное предприятие, причем 19 из них вели добычу нефти, 32 - сервисные операции. Поданным Министерства топлива и энергетики собственное производство СП в 1994 г. составило около 10 млн т, что явно недостаточно, и эту форму сотрудничества мы предлагаем расширить.

В работе совместных предприятий имеются определенные трудности. Из-за налоговых и правовых недочетов в российском законодательстве созданные предприятия по преимуществу не вели крупных операций, а полученных прямых инвестиций оказывалось недостаточно для развития существующего потенциала ресурсов.

Основной формой привлечения инвестиций должны стать принятые во всем мире соглашения о разделе продукции при добыче полезных ископаемых (в основном нефти и газа), а также долевое участие иностранных компаний и финансовых групп в структурах российского ТЭК.

В феврале 1995 г. Государственная Дума приняла в первом чтении проект Закона «О соглашениях о разделе продукции». Фактически же датой рождения таких соглашений можно считать 1994 г., когда Россия и «Sakhalin Energy Investment Co», консорциум западных и японских фирм, подписали соглашение о разделе продукции «Сахалин-2». Близость Сахалина к расширяющемуся рынку энергоносителей в странах Азиатско-тихоокеанский регион делает это соглашение, как впрочем и ожидающиеся соглашения «Сахалин-1, 3, 4» привлекательными не только для ведущих транснациональных корпораций, но и для России, поскольку впервые с участием иностранных инвесторов будет реализован крупный проект на шельфе.

Соглашения о разделе продукции должны стать той основой, на которой будут и впредь строиться взаимоотношения российской стороны с транснациональными энергетическими компаниями. Эффективность подобных проектов ожидается гораздо выше, чем у ныне преобладающих совместных предприятий. Это и одна из наиболее целесообразных форм прямого инвестирования в российский ТЭК, способствующая развитию производства, а не посреднических операций при реализации углеводородов.

Практика показывает также: реализация какого-либо крупного международного проекта вблизи границ России невозможна без участия российских компаний. Примером тому могут служить участие «Газпрома» в освоении Карачаганакского месторождения в Казахстане, «Лукойла» в консорциуме по разработке месторождений на каспийском шельфе вблизи Азербайджана, строительство нефтепровода Тенгиз (Казахстан) - Новороссийск и др. Российская сторона заинтересована в привлечении иностранных инвестиций для совместного освоения месторождений и других проектов в странах CНГ.

Кроме того, государство будет поддерживать стремление нефтяных и энергетических компаний реализовывать свои акции на ведущих фондовых биржах мира. Значительные шаги в этом направлении предпринимаются ОАО «Газпром», нефтяной компанией «Лукойл». Вырученные от продажи акций средства должны быть реинвестированы в освоение новых производственных мощностей, что в конечном итоге расширит экспортные возможности.

Одной из важнейших задач российского ТЭК сегодня стало сохранение и расширение энергетического рынка и обеспечение российским компаниям свободного и бездискриминационного доступа на внутренние рынки других государств. Во всем мире вопрос о доступе крупных транснациональных корпораций на энергетические рынки решают правительства. В этом плане Министерство топлива и энергетики Российской Федерации готово к сотрудничеству с правительствами и энергетическими департаментами всех заинтересованных сторон.

Экспортная политика России базируется на трех «китах». Это - наличие уникальной сырьевой базы, системы надежно действующих магистральных трубопроводов и экспортных терминалов, а также взаимной заинтересованности сторон в гарантированных стабильных поставках российских ТЭР, только на которых и может основываться международный бизнес.

В 1994 г. экспорт энергетических ресурсов из России в страны дальнего зарубежья составил: нефти - 89 млн т, газа- 109 млрд м3, угля - 17,4 млн т, электроэнергии -8,2 млрд кВт·ч. Кроме того, осуществлялись поставки ТЭР в страны ближнего зарубежья и Балтии. В связи с либерализацией внешней торговли и отменой квот можно ожидать, что в перспективе поставки газа и нефти существенно возрастут, о чем косвенно свидетельствуют данные первых трех месяцев работы ТЭК в текущем году.

Россия может обеспечить заметную часть экспортных поставок за счет интенсивного освоения месторождений полуострова Ямал в Западной Сибири и строительства новых магистральных трубопроводов. В расчете на европейский рынок разработан проект освоения Штокмановского месторождения в Баренцевом море. Первая очередь рассчитана на объем добычи газа 25 млрд м3 с последующим выходом на 50 млрд м3 в год. Добыча газа в принципе может начаться в ближайшие 5-7 лет.

Важнейшим вопросом для присутствия российских компаний на зарубежных рынках является расширение экспортной инфраструктуры. Минтопэнерго не только выступает в поддержку таких начинаний, как «Каспийский трубопроводный консорциум», «Энергомост Восток- Запад», газопровод «Ямал - Западная Европа», строительства новых экспортных терминалов на Северо-западе России, но и координирует деятельность участвующих в них отечественных компаний, определяет приоритеты реализации тех или иных проектов. Масштаб подобных начинаний потребует значительных средств, и это - одно из направлений, под которое будут привлекаться зарубежные инвестиции.

Необходимо понимание глобальной роли ТЭК в современном мире.

И одной из проблем, беспокоящих сегодня энергетиков мира, стало обеспечение экологической и энергетической безопасности, в том числе и ее международные аспекты.

ТЭК является сильнейшим загрязнителем окружающей среды. В России на его долю приходится около 48% выбросов вредных веществ в атмосферу, до 36% сточных вод, свыше 30% твердых отходов. Часть этих вредных веществ переносится воздушными и водными потоками за пределы национальных границ и России. Соответственно, часть выбросов из сопредельных стран переносится на территорию России. Поэтому экология европейского континента является общей заботой всех находящихся здесь государств. В связи с этим актуальной является совместная разработка международных норм и правил, стандартов по охране окружающей среды и рациональному природопользованию в сфере деятельности предприятий ТЭК. Россия также заинтересована в совместной организации работ по сертификации и лицензированию новых отечественных и зарубежных технологий, видов оборудования и материалов, отвечающих современным экологическим требованиям.

Наступила пора подумать о создании структур региональных организаций стран-производителей энергоресурсов, таких как, например, Каспийский союз нефтедобывающих государств. Для выработки, согласования и реализации совместной энергетической политики, в том числе и энергетической безопасности, следует, на наш взгляд, пойти на coздaние Евроазиатского энергетического агентства.

Результатом долгосрочного крупномасштабного сотрудничества может также стать поэтапное создание Единой электроэнергетической и Единой газотранспортной системы Большой Европы.

В заключение следует отметить, что курс экономических реформ в России зависит от темпов рыночных преобразований в отраслях топливно-энергетического комплекса, без эффективного функционирования которого невозможны возрождение и подъем национальной экономики. Именно поэтому Россия заинтересована в совместной разработке Европейской концепции энергетической безопасности, включая ее экономические, технологические и социальные аспекты.

ИТОГИ МЕЖДУНАРОДНОГО КОНСУЛЬТАТИВНОГО СОВЕЩАНИЯ «РОССИЯ - ЕВРОПА: СТРАТЕГИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ», 1995

    Международное консультативное совещание «Россия-Европа: стратегия энергетической безопасности», организованное Советом безопасности Российской Федерации при активном участии Мирового энергетического совета и Московского международного энергетического клуба, привлекло большое внимание широких энергетических кругов России и многих зарубежных стран.

    В Совещании приняли участие руководители российского топливно-энергетического комплекса, ряда федеральных органов власти, ведущие ученые, президенты акционерных обществ и коммерческих энергетических структур, руководители банков, инвестирующих в отрасли энергетического сектора.

    В совещании участвовали свыше 30 руководителей зарубежных энергетических служб, национальных и межнациональных энергоснабжающих и энергомашиностроительных компаний, международных энергетических и финансовых организаций.

    Совещание обсудило энергетическую ситуацию в России и Европе, перспективы обеспечения надежного и эффективного энергоснабжения, возможную, в будущем, роль российских энергетических ресурсов в энергообеспечении Европы, роль Европейской энергетической хартии, проблемы обеспечения активного участия российских и иностранных финансовых институтов в инвестировании строительства новых, в реконструкции и техническом перевооружении действующих энергетических и топливных объектов в России, вопросы участия российских организаций в развитии энергетической базы за рубежом.

    Особого внимания заслуживает справедливо прозвучавший на Совещании тезис о том, что в ряде преуспевающих западноевропейских стран, а также в США и Японии, преждевременно снята с повестки дня проблема энергетической безопасности, поскольку наблюдаемый за последние годы рост зависимости этих стран от импортных энергоресурсов нельзя не рассматривать иначе, как снижение уровня энергетической безопасности. Предотвратить негативное влияние роста зависимости национального энергоснабжения от импорта энергетических ресурсов на уровень энергетической безопасности можно, по мнению участников Совещания, путем перехода от торговли энергоресурсами к сотрудничеству в энергообеспечении на основе взаимного доверия, взаимного интереса и твердой политической воли. Нужна энергетическая безопасность, обеспечиваемая через партнерство в решении энергетических проблем.

    Участники Совещания были единодушны в мнении о том, что стабильность энергообеспечения и, следовательно, энергетическая безопасность всего европейского континента как в настоящее время, так и особенно в перспективе во многом будет определяться стабильностью и эффективностью финансирования, а также возможностью дальнейшего развития и совершенствования российского топливно-энергетического комплекса и темпами перевода экономики России на энергосберегающий путь развития.

    В выступлениях участников Совещания особо отмечалось, что экспортный потенциал российского топливно-энергетического комплекса и, следовательно, в определенной мере уровень энергетической безопасности в Европе могут быть существенно повышены в результате осуществления поддерживаемой на государственном уровне энергосберегающей политики. Освоение только наиболее эффективной части образовавшегося за многие годы расточительного использования энергоресурсов потенциала энергосбережения, оцениваемого в сотни миллионов тонн в нефтяном эквиваленте, позволило бы:

    во-первых, снизить нагрузку на отрасли топливно-энергетического комплекса России, обеспечив тем самым время и возможности для модернизации и технического перевооружения;

    во-вторых, повысить на сотни миллионов тонн в нефтяном эквиваленте экспортный потенциал российского топливно-энергетического комплекса;

    в-третьих, облегчить России выполнение своих обязательств перед мировым сообществом по снижению негативного воздействия энергетического хозяйства на окружающую среду.

    В этой связи Совещание выразило свое удовлетворение тем, что как в Указе Президента Российской Федерации «Об основных направлениях энергетической политики и структурной перестройки топливно-энергетического комплекса Российской Федерации на период до 2010 года» от 7 мая 1995г., так и в Энергетической стратегии России проблемам повышения энергетической эффективности экономики и энергосбережению придан высший приоритет в государственной энергетической политике.

    На Совещании прозвучала глубокая озабоченность проблемой производства первичных энергетических ресурсов и электроэнергии в России, обусловленной как сокращением спроса на них из-за экономического кризиса, так и выбытием производственных мощностей из-за отсутствия инвестиций на их поддержание на требуемом уровне.

    В высказываниях как российских, так и зарубежных участников Совещания отмечалось, что особенно тяжелое положение сложилось в нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности. Основная причина этого - резкое сокращение инвестиций. Особую тревогу вызывает сокращение темпов прироста достоверных запасов нефти, который в последние два года был меньше объема ее добычи. В выступлениях зарубежных участников Совещания подчеркивалось наличие в России большого числа многообещающих проектов в нефтедобыче, в реализацию которых, связанную с крупными инвестициями, могли бы внести существенный вклад иностранные компании путем предоставления передовых технологий и выделения долгосрочных кредитов. Со стороны зарубежных участников Совещания отмечалось, что расширению участия и ускорению предоставления иностранных инвестиций на восстановление и дальнейшее увеличение потенциала российской нефтяной и нефтеперерабатывающей промышленности могло бы содействовать создание в России стабильной и четкой законодательной и финансовой основы и обеспечение получения инвесторами адекватной и стабильной прибыли. Указывалось также на то, что развитию экспортного потенциала российской нефтяной промышленности могло бы оказать содействие ускоренное создание в России новых морских нефтяных терминалов. Это же относится и к другим отраслям энергетического сектора.

    Особый интерес участников Совещания вызвало положение дел в российской газовой промышленности, являющейся крупнейшей в мире и обладающей почти третью мировых доказанных запасов природного газа и огромным потенциалом их дальнейшего наращивания. Они были единодушны во мнении, что российский газ может и должен играть важную роль в обеспечении ожидаемого на европейском континенте роста спроса на этот наиболее экологически чистый вид органического топлива. Руководители ряда зарубежных газовых компаний выразили готовность оказать содействие реализации в России новых крупных газовых проектов и, что не менее важно, в обеспечении надежных рынков сбыта их продукции, в осуществлении крупномасштабной программы газосбережения в России, в модернизации действующей системы магистральных газопроводов и внедрения современной системы учета расхода газа. По их мнению, к которому присоединились российские участники Совещания, существуют большие возможности для рассмотрения сотрудничества западных газовых компаний с российской газовой промышленностью на условиях партнерских отношений в интересах обеспечения длительного и надежного газоснабжения как в самой России, так и во всей Европе. Подчеркивалось также, что Европейская энергетическая хартия с ее системой международных договоров внесет существенный вклад в расширение участия российского газа в газоснабжение всего европейского континента.

    Участники Совещания считают, что по мере создания и освоения экономически обоснованных и экологически чистых угольных технологий как при его добыче, так и при его потреблении, потребности в российских углях внутри страны и за ее пределами могут возрасти, что в сочетании с ожидаемым подъемом экономики приведет к оживлению российской угольной промышленности. На Совещании подчеркивалось, что в ближайшей перспективе главной задачей, которая должна решаться в российской угольной промышленности, является повышение ее технического уровня, а также улучшен неэкономических показателей ее функционирования, в том числе, за счет постепенного закрытия нерентабельных и убыточных шахт с одновременным решением социальных проблем, вызванных этим. Отдельные зарубежные участники Совещания считают, что главная задача российской угольной промышленности, во всяком случае в ближайшей перспективе, состоит в удовлетворении внутреннего спроса на твердое топливо. Созданию мощного экспортного потенциала российской угольной промышленности из-за высокого уровня конкуренции на мировом угольном рынке должно предшествовать тщательное изучение возможностей появления новых внешних рынков сбыта угля. При этом следует считаться с тем фактом, что из-за более низкой конкурентоспособности угля по сравнению с нефтью и газом на европейском рынке и европейских угольных предприятиях с американскими и австралийскими в течение более 30 лет наблюдается и ожидается в будущем сокращение добычи угля в Европе. Повышению эффективности и технического уровня российской угольной промышленности могло бы способствовать расширение сотрудничества российских и западных предприятий в создании и применении новых эффективных угольных технологий и оборудования.

    В выступлениях российских и иностранных участников Совещания отмечалось, что несмотря на трудности переходного периода, сопровождаемые инвестиционным кризисом, обусловленным неплатежами за используемую электроэнергию и тепло, электроэнергетика России в основном обеспечивает внутренние потребности страны в энергии, постепенно наращивая экспорт электроэнергии. По мнению ряда зарубежных участников Совещания, совпадающим с основными положениями Энергетической стратегии России, необходимый в будущем прирост генерирующих мощностей будет удовлетворяться путем строительства не столько крупных электростанций, сколько электростанций малой и средней мощности, в первую очередь, работающих по высокоэффективному парогазовому циклу Для привлечения частных российских и иностранных инвестиций целесообразна организация так называемых «независимых производителей энергии» - как тепловой, так и электрической. Выступающие подчеркнули существование адекватной технической базы в России, прежде всего в авиационной промышленности. Основная проблема-необходимость законодательной базы, позволяющей заключить долгосрочные контракты на поставку электроэнергии, так как это сделано на Западе. Совещание обращается к Правительству и Парламенту России с пожеланием ускорить этот процесс. Высказывалось также обоснованное мнение о том, что было бы целесообразным, чтобы на международном уровне продолжилась работа в направлении создания Балтийского и Черноморского электроэнергетических объединений, что может повысить уровень электроэнергетической безопасности этих регионов.

    Атомная энергетика в России получит свое развитие по мере освоения атомных энергетических реакторов нового поколения повышенной безопасности. В этой связи было высказано мнение, что в современных условиях большую роль в решении этой задачи могло бы сыграть объединение усилий заинтересованных стран с целью ускорения работ по созданию и освоению таких реакторов.

    Совещание с интересом отнеслось к высказанному на нем предложению по созданию постоянно действующего консультативного органа по координации политики, направленной на повышение энергетической безопасности на европейском континенте. Предметами рассмотрения этого консультативного органа, состоящего из представителей высокого уровня заинтересованных государств могли бы стать создание межгосударственных газо- и электротранспортных магистралей, обеспечение их живучести, прогнозирование и проведение согласованной политики, дальнейшая разработка концепции европейской энергетической безопасности. Такой орган мог бы функционировать при Комитете по энергетике Европейской экономической комиссии ООН, либо при Международном энергетическом агентстве (МЭА), при условии решения вопроса о равноправном участии в этом органе стран - не членов МЭА.