На главную

 

Новые приоритеты для нефтяной политики

Юрий Шафраник

Председатель правления межгосударственной нефтяной компании СоюзНефтеГазВ начале семидесятых ОПЕК показала всему миру, что значит в нефтяной век контролировать львиную долю рынка. Членов ОПЕК обхаживали, им льстили, а за глаза ругали и винили во всех грехах. От их воли зависело, усилятся ли инфляционные процессы в той или иной стране, будет ли расти или уменьшаться объем валового внутреннего продукта. Они стали примером для всех развивающихся стран, не только проводя самостоятельную политику на мировой арене, но и заставляя считаться со своим мнением руководство могущественных стран мира.

С тех пор прошло почти тридцать лет. Доля рынка, контролируемого этой организацией, составляет менее 40 процентов. А последние события показали, что без поддержки независимых производителей сырья, удерживать цены на высоком уровне ОПЕК уже не может. Власть организации слабеет. Мало того, за тридцать лет доходы с одной тонны нефти у государств-членов организации снизились почти в 2 раза, тогда как потребители сырья, напротив, стали получать больше. Импортеры сумели так изменить налоговую систему (за последние годы налоги на нефтепродукты в странах ОЭСР выросли почти на 350%), что начали получать от реализации на своей территории энергетических ресурсов стабильный и высокий доход, причем, вне зависимости от текущей конъюнктуры цен на бирже. Изжила ли себя ОПЕК?

Запоздалая реакция стран ОПЕК на снижение уровня потребления энергоресурсов в США вынудила некоторых экспертов задать вполне логичный вопрос: не изжила ли себя ОПЕК? Не стоит ли изменить форму взаимодействия между производителями нефти? Причем, подобные вопросы начали обсуждаться даже представителями самого картеля.

За последние 15 лет в мире произошли колоссальные изменения. С политической карты мира исчез Советский Союз, распавшийся на 15 независимых государств, каждое из которых проводит самостоятельную внешнюю и внутреннюю политику.

В мире осталась лишь одна сверхдержава - Соединенные Штаты, являющиеся к тому же крупнейшим импортером нефти. США потребляют 27,8% черного золота, добываемого на всей планете. Нетто-импорт достигает 600 млн. тонн или 31% всего мирового импорта.

Гигантскими шагами движется технический прогресс. Конечно, основа нефтяного бизнеса осталась той же. Однако новые технологии, скажем, по повышению отдачи пластов, настолько продвинулись вперед, что бизнес изменился очень сильно. Не останавливалась и разработка новых энергосберегающих технологий, что также внесло свои коррективы в картину потребления энергии по всему миру. Да и конкурентов у ОПЕК не убавилось. Напротив, в тот момент, когда члены организации сокращали экспорт, Норвегия, Россия и Мексика увеличивали поставки на мировой рынок.

Впрочем, вышесказанное не означает, что идея объединения производителей нефти для защиты своих интересов, реализованная в форме ОПЕК, уже себя исчерпала. Любой рынок нуждается в определенной координации, а нефтяной - особенно. Ведь не только экспортеры, но и импортеры нефти устают от колебания цен. Думаю, что жизнь заставит в скором времени создать даже некий глобальный консультативный совет, объединяющий и членов ОПЕК, и независимых экспортеров нефти. И этот орган будет не командовать на рынке, а мягко его регулировать - корректировать цены, балансы поставок. Все его возможные члены, в общем-то, заинтересованы в одном - в стабильных и высоких доходах от реализации продукции на мировых рынках.

Изменить же, скорее, следует не форму, а целевые установки ОПЕК. Прежние цели - максимизация прибыли через регулирование объемов экспорта нефти, влияние на мировые цены и контроль над рынком - были достигнуты. Однако в нынешних условиях, когда диктат уже невозможен, целью экспортеров - как членов ОПЕК, так и независимых стран-поставщиков - могло бы стать более справедливое распределение прибыли от продажи одной тонны нефти. Нужно вернуть часть доходов от совокупного фактора переработки нефти и сбыта нефтепродуктов от потребителей к производителям. Решить эту задачу сейчас можно только одним путем, продавая покупателям не сырую нефть, а нефтепродукты и нефтехимию.

ВОЗМОЖЕН ЛИ НОВЫЙ АЛЬЯНС РОССИИ И ОПЕК

Изменившийся мир, глобализация, новые технологии, достаточно большие открытые и потенциально большие скрытые запасы сырья, а также рост добычи нефти и укрепление вертикали власти внутри страны, - все эти факторы заставляют провести переоценку роли и места на мировой арене России в целом и нашей нефтяной отрасли в частности. Девальвация рубля в 1998 году и последовавшие за этим три года высоких цен на нефть дали нашему государству возможность отдохнуть после изнурительного экономического кризиса, а особенно прибыльным компаниям даже нагулять небольшой жирок. Впрочем, последнее у нефтяников не вызывает особых иллюзий.

Как минимум три фактора будут влиять на энергетическую политику нашего государства в ближайшие 3-5 лет. Во-первых, на протяжении последних 15 лет зависимость национальной экономики от нефти только возрастала. Это имеет и свои отрицательные стороны (макроэкономисты, наверняка, без особого труда объяснят, чем чреват такой дисбаланс экономики), и положительные. В условиях высокой зависимости современной цивилизации от углеводородов, наличие развитой нефтяной отрасли может оказаться полезным для государства, претендующего на особый статус в мировой политике. Во-вторых, за все эти годы нефтедобыча в России, к сожалению, так и не стала более эффективной. Здесь сказалось и географическое расположение месторождений нефти, и слишком длительная борьба за собственность. За прошедшие 15 лет российская нефть, увы, стала еще менее конкурентоспособной по сравнению с арабской. А возможное нападение США на Ирак еще больше усугубит ситуацию, поскольку российские компании, работающие сейчас там, скорее всего потеряют доступ к дешевой иракской нефти. В-третьих, инвестиционный климат все еще остается, мягко говоря, весьма прохладным. Да, на государственном уровне, в области макроэкономики, определенные позитивные изменения происходят. Однако на уровне конкретных отраслей или предприятий проблем еще много. Не случайно, за последние пять лет в топливно-энергетическом комплексе не было начато ни одного крупного проекта. Все известные - Сахалин, Каспийский трубопроводный консорциум, Балтийская трубопроводная система стартовали раньше 1996 года, а в последнюю пятилетку лишь завершались.

К настоящему моменту только по одному показателю Россия догнала и даже перегнала СССР - по экспорту нефти. По итогам 2001 года мы поставили на внешний рынок больше, чем в 1988-м, самом лучшем для СССР году с точки зрения экспорта черного золота.

В этом смысле призывы и со стороны ОПЕК (скоординировать экспортную политику), и потребителей углеводородов (России предлагают чуть ли не "залить" нефтью весь мировой рынок) не выглядят неожиданными. Россия стала вторым по величине после Саудовской Аравии экспортером сырья на мировой рынок и первым по поставкам энергоносителей (нефть плюс газ). Как предложение ОПЕК, так и намеки "большой семерки" имеют свои плюсы и минусы. Но Россия, обладая такими возможностями, могла бы добиться гораздо большего. Давайте посмотрим, где и в каком виде Россия продает нефть. На границе, сырую нефть. А это значит, что так же, как и страны ОПЕК, мы получаем доходов меньше, чем могли бы. Меньше даже, чем потребители, которые с помощью налогов и пошлин пополняют свой бюджет, финансируют научные изыскания, в том числе, кстати, и по энергосберегающим технологиям. В результате, потребители делают шаг вперед, а Россия, являющаяся вторым по величине в мире поставщиком нефти, - лишь немного поправила свое финансовое положение.

В интересах государства, на мой взгляд, в корне изменить нынешнее положение. Если ничего не менять экономически и политически, мы в конце концов растеряем то преимущество, которое получила наша экономика и нефтяная отрасль за последних 4 года. Путь один - продавать на тех рынках, которые мы считаем для себя приоритетными, не тонны нефти, а литры бензина, нефтехимию или хотя бы продукцию грубой переработки. Только так Россия, производитель нефти номер два, сможет изменить соотношение доходов от продажи энергоносителей в свою пользу. Это главная цель энергетической политики России на ближайшие два года.

Согласитесь, что интересы ОПЕК и России, по крайней мере, в этом пункте, совпадают. Однако являясь стратегическими союзниками в достижении главной цели, мы, тем не менее, еще и конкуренты. Способы разрешения подобных противоречий были уже не один раз опробованы крупнейшими нефтяными компаниями мира. Очень редко

можно встретить примеры, когда корпорации-гиганты открыто конкурируют друг с другом за один и тот же объект. Причина проста. Стоимость покупки при появлении двух богатых конкурентов возрастает пропорционально желанию компаний совершить покупку.

Нефтяной рынок настолько велик, что найдется место для всех производителей сырья.

МЕСТА ХВАТИТ ВСЕМ

К концу XX века в мире сформировались три основных региона - потребителя нефти: Северная Америка, на долю которой приходится 31% потребления черного золота, Европа (27%), и Азиатско-Тихоокеанский регион (24%). ОПЕК играет ведущую роль на рынках Северной Америки и АТР. На европейском же рынке доля ОПЕК не столь велика и может быть меньше, если независимые экспортеры, прежде всего Россия и Норвегия, а также Франция и Италия через компании, работающие на Ближнем Востоке, будут вести согласованную политику - либо объединившись в одну организацию по типу ОПЕК, либо на основе двусторонних соглашений. Потенциальным союзником европейских производителей здесь может стать Ирак, являющийся членом ОПЕК. Подобный картель, кстати говоря, в свое время уже создавался. Это было в начале прошлого века, когда нефтяной рынок Европы поделили между собой Российская империя, Румыния и США. Сейчас, 100 лет спустя, Россия, Норвегия, Франция, Италия и Ирак способны обеспечить нефтью европейский рынок на длительную перспективу. Причем, Россия, в силу своего влияния и величины экспорта нефти могла бы стать главным инициатором такого глобального проекта, выгодного и производителям нефти, и потребителям. Европейский союз, например, договорившись о стабильных поставках сырья по приемлемым для себя ценам, смог бы ослабить свою зависимость от политики США на Ближнем Востоке. А российские компании получили бы более широкий доступ к нефтепереработке и сбыту в Европе, участвовали бы в развитии сети нефтепроводов, связанных с российской системой. Многие проекты, кстати говоря, могли бы осуществляться совместно российскими и, скажем, германскими компаниями - как в Европейском союзе, так и в Российской Федерации.

Данный рынок имеет существенную технологическую специфику. В рамках СЭВа, а также на основе межправительственных соглашений была создана уникальная технологическая инфраструктура для поставки российской нефти на рынок центральной Европы и Германии. В настоящее время примерно половина экспорта из России осуществляется по трубопроводной системе "Дружба". На этом рынке Россия непосредственно не конкурирует со странами ОПЕК. Точно также и Норвегия имеет систему магистральных нефтепроводов для поставки нефти в страны Западной Европы - Нидерланды, Данию и Германию. Нашей стране, на мой взгляд, необходимо выступить с инициативой консолидации главных поставщиков Европы и вместе с ними вступить в диалог с ОПЕК. В настоящее время речь может идти не столько о разделе рынков, сколько об определении разумных размеров квот на экспорт нефти, исходя из сложившихся маршрутов и долей поставки нефти на конкретные рынки сбыта.

При этом квоты поставки по морю и по суше должны рассматриваться раздельно. Несомненно, что страны-экспортеры при работе на европейском рынке заинтересованы в компромиссном разделе доходов рентного характера, которое учитывало бы финансово-экономические интересы и стран-потребителей, и стран-производителей. Что же касается других рынков, то распределение сил там могло бы выглядеть следующим образом. Основными игроками в Северной Америке являются ОПЕК (в основном, Венесуэла), Канада и Мексика. А в Азиатско-Тихоокеанском регионе - ОПЕК, а со временем Россия и Казахстан. Правда, при условии, что российским компаниям удастся получить не менее 30% участия в добывающих активах Казахстана. Это обеспечит дружную партнерскую работу по развитию транспортной системы совместно с казахстанскими и американскими компаниями на Китай, Афганистан, Индию, Пакистан. Еще одним важным игроком на этом рынке может быть Иран.

НАС НИГДЕ НЕ ЖДУТ, НО ВСЕ ЖЕ

Перефразируя один рекламный слоган девяностых, можно сказать, что альтернативы-то у России, в общем-то нет. Либо российские компании получат доступ на рынок нефтепродуктов Европы, либо через год-два, когда сначала НАТО, а затем Европейский союз вплотную приблизятся к границам Российской Федерации, Россия потеряет эту возможность навсегда.

Неблагоприятная ситуация, которая сейчас имеет место на внешнем рынке - снижение цен на нефть и возрастание давления со стороны ОПЕК - носит долговременный характер. Доходы от продажи нефти будут падать. Да и сами потребители вряд ли захотят терять доходы от производства нефтепродуктов. Поэтому крайне необходимо на государственном и на частном уровне совместно выработать элементы среднесрочной стратегии, проведение которой позволила бы России реализовать свои экономические преимущества. Надо понимать, что нигде нас не ждут, везде жесткая конкуренция. Все рынки заняты. Занята и поделена, кстати, уже и та доля рынка, которую освободили в начале 90-х годов Россия и Ирак. А это около 200 млн. тонн. И никто, конечно же, просто так ее уже не вернет. Необходимо убедить картель в том, что мы имеем право на определенную долю рынка. Сейчас поставки российской нефти и нефтепродуктов в Западную Европу составляют порядка 130 млн. тонн в год. Вряд ли Россия сможет в ближайшие годы существенно увеличить этот объем. Но если вместо нефти, мы будем продавать в Европе нефтепродукты или нефтехимию, можно сказать, что задачу в целом мы выполнили.

Процесс смены собственника, в общем-то, никогда не прекращается. К тому же, вполне возможно, что последнее падение цен на нефть еще даст о себе знать - не все нынешние хозяева нефтеперерабатывающих заводов и сбытовых сетей смогут сохранить интерес к бизнесу после падения цен. И было бы странным, если бы российские компании не вышли из создавшегося положения без пользы для себя. Тем более, что за два последних года президенту России Владимиру Путину удалось наладить нормальные, рабочие отношения практически со всеми лидерами европейских государств, включая Украину и Францию, отношения с которыми, в силу ряда обстоятельств, были до недавнего времени весьма прохладными. Это дает возможность частным компаниям активно участвовать в приобретении собственности на Украине, в Румынии, в Германии, в Греции и т.д.