На главную

 

Нефтегазовый комплекс России: необходимость перехода к инновационно ориентированной модели функционирования и развития

За годы реформ в нефтегазовом комплексе (НГК) проведены серьезные структурные преобразования, которые позволили обеспечить определенную стабильность и устойчивость в развитии целого ряда отраслей промышленности, социальную стабильность в обществе. Современное место НГК России в мире иллюстрируется рис.1.

Рис.1

Отличительной особенностью развития нефтяной промышленности России в 90-ые годы было преимущественное использование ранее созданного производственно-технического потенциала. Нефтяные компании разрабатывали (или интенсифицировали разработку) ранее введенные месторождения (или даже – в большей степени отдельные высокопродуктивные участки данных месторождений). Новые проекты не играли (и не играют существенной роли) и осуществлялись в основном в районе ранее введенных месторождений. Интенсификация введенных ранее месторождений, а также вовлечение в разработку спутниковых месторождений позволили нефтяным компаниям существенно снизить издержки на добычу нефти и в полной мере использовать те преимущества, которые предоставила благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура.

Наличие ранее введенных и подготовленных запасов в сочетании с неэффективной схемой государственного регулирования не создало у Российских нефтяных компаний в 90-ые годы заинтересованности в реализации новых проектов, расположенных в новых районах и на новых горизонтах в более сложных географических и природно-климатических условиях.

Анализ ситуации в нефтяной промышленности России показывает, что возможности поступательного развития нефтяной промышленности за счет ранее введенных в разработку проектов близки к исчерпанию.

Заложенный еще в годы советской власти потенциал развития нефтегазового комплекса достиг своего предела: запасы месторождений источаются, основные фонды изнашиваются, заметных улучшений в инвестиционной сфере не наблюдается, а нефтегазовые ресурсы – национальное достояние государства, - используются не эффективно, зачастую в ущерб интересам значительной части общества (Рис.2). Все эти факторы ведут к разрушению нефтегазового рынка России, создают реальную угрозу ее будущим экономическим достижениям. Причем, это проблема не далёкой перспективы, а ближайших трех – максимум пяти лет.

Рис.2

При этом государство, связывающее себя исключительно нуждами текущего момента, может, конечно, исходить из значительного объема социально-экономических обязательств перед обществом и остроты социальной ситуации, нефтегазовые компании могут исходить из частой сменяемости "правил игры" (прежде всего в налоговой сфере), но это не меняет общей природы их мотиваций. Даровой характер колоссальных нефтегазовых активов, полученных группами лиц в период приватизации, аукционов и конкурсов на право пользования ресурсами (разведанных, как известно, за счет государственного бюджета), с одной стороны, и фактическое стимулирование "коммерческой" конкуренции государственных ведомств, отвечающих за регулирование нефтегазового комплекса, - с другой, в определенной точке смыкаются и образуют одну, причем весьма специфическую общественно-экономическую систему.

Порочность этой "системы", ориентированной исключительно на текущий результат, видна невооруженным взглядом. На государственном уровне система консервирует и усиливает самые примитивные формы сырьевой направленности экономики, на уровне нефтегазового комплекса - вызывает катастрофическое старение производственно аппарата, закрывает перспективу прямых иностранных инвестиций в отрасль, гробит отечественный научно-технический потенциал нефтегазового сектора, ведет к полной потере российскими газовиками и нефтяниками конкурентоспособности на внешних рынках в средне- и долгосрочной перспективе.

Противостоять этим опасным тенденциям может только одно - опережающее применение в нефтегазовом комплексе передовых научно-технических и организационно-экономических достижений и новшеств. Инновация как постоянный процесс и стратегический принцип. Мы же на сегодняшний день имеем в этой области: отсутствие не только приоритетов государственной инновационной политики, но и политики как таковой; разрыв существовавшей прежде связи "наука - машиностроение - нефтегазовый сектор"; примитивизацию технического уровня отечественных машин и оборудования для нефтегазовой промышленности; увеличение поставок иностранного наукоемкого оборудования (даже там, где еще недавно имелось конкурентоспособное российское оборудование); экспансию иностранных сервисных и инжиниринговых компаний; ухудшение качества образования и подготовки отечественных специалистов.

В результате сегодня Россия стоит перед лицом технологической деградации нефтегазового сектора, усиления его зависимости от внешних рынков научно-технических продуктов и услуг, утраты традиционно высоких качественных характеристик российской рабочей силы, занятой в нефтегазовой и смежных с ней (в том числе наукоемких) отраслях. Ближайшие последствия развития указанных тенденций нетрудно предсказать: рост угроз в области безопасности и экономического суверенитета как прямой результат отсутствия целостной энергетической стратегии и узко утилитарного, конъюнктурного подхода к нефтегазовому комплексу только с точки зрения поставки дешевых (для внутреннего потребителя) топливно-энергетических ресурсов и покрытия текущих бюджетных расходов.

В существующей ныне модели функционирования нефтегазового комплекса российские природные ресурсы и российский сырьевой капитал работают на развитие иностранных технологий, производство иностранного оборудования и оплату иностранных специалистов.

Базисные функции российского нефтегазового комплекса означают, что смена модели его функционирования равнозначна смене парадигмы развития всей национальной экономики. Ключевая проблема (и с отраслевой, и с общеэкономической точек зрения) - как, в каких экономических секторах включить механизмы стабильного роста, который в развитых странах на 90% обеспечивается за счет научно-технического прогресса и инновационных схем.

Сторонники пресловутого "макроэкономического маневра" (маневр примитивно прост - взять деньги у сырьевиков и отдать их кому-нибудь еще) любят утверждать, что отечественный нефтегазовый сектор неспособен предъявить спрос на наукоемкие технологии и стать, таким образом, мотором структурных реформ в промышленности и экономике в целом. Мы утверждаем прямо противоположное: современный, высокотехнологичный нефтегазовый комплекс во всех его звеньях - от поисков и разведки углеводородов до их добычи и первичной переработки - вопреки распространяемому в СМИ мнению является одной из наиболее технологически передовых и наукоемких сфер хозяйственной деятельности. Это особенно справедливо при освоении и разработке месторождений нефти и газа на морском шельфе и в высоких арктических широтах.

В связи с этим наиболее срочной, а, может быть, и наиболее важной из всех задач экономического развития является задача перехода к новой, собственно российской модели развития нефтегазового комплекса, которая, во-первых, в полной мере учитывала бы влияние российских природно-климатических условий и российских расстояний на организацию производства и себестоимость продукции в нефтегазовой отрасли, во-вторых, была бы ориентирована на достижение долгосрочных, рассчитанных не на одно поколение социально-экономических целей и задач.

Новая - инновационно ориентированная - модель функционирования и развития нефтегазового комплекса, в основу которой следует положить принципиально иное сочетание факторов и условий производства, может быть охарактеризована следующим образом: "российские ресурсы, российские технологии, российское оборудование, российские сервис и специалисты + иностранный капитал" (Рис.3).

Рис.3

Мы исходим из того, что альтернативы такому направлению развития у России просто нет. Россия есть и будет страной с ресурсной ориентацией экономики, но на новой научно-технической основе - с использованием лучших отечественных традиций науки, высшей школы и машиностроения. Рассуждения о перераспределении ресурсов сырьевых отраслей в другие сферы, в том числе в область высоких технологий, лишены реальных оснований и только забалтывают необходимые перемены, сокращая остающийся в нашем распоряжении резерв времени.

Решение основных проблем, стоящих перед НГК России предполагает, естественно, изменение мотивов поведения и государства, и компаний. Очевидно, что государство должно исходить не из необходимости снижения влияния нефтегазового комплекса на развитие всей экономики, а на усиление его влияния, но с точки зрения роста его общего научно-технического уровня. Тут спектр возможностей государства чрезвычайно широк: формирование адекватных поставленным задачам принципов налогообложения; ясное и непротиворечивое разделение функций и полномочий органов государственного управления; выделение приоритетов промышленной и научно-технической политики, особенно в сфере наукоемких производств "двойного назначения" - для нефтегазового сектора и для других секторов; воссоздание на новом качественном уровне связки "наука - машиностроение - нефтегазовая промышленность"; модернизация квалификационных требований к подготовке и переподготовке российских специалистов; более широкое привлечение иностранных инвестиций, в том числе на заемной основе и на основе прямого участия иностранных компаний. При этом важно подчеркнуть, что нефтегазовый комплекс не может и не должен формировать всю совокупность приоритетов промышленной политики. Наоборот, промышленная политика государства должна исходить из характера отраслевой структуры экономики страны и специфики взаимодействия нефтегазового комплекса с другими отраслями.

Желаемое направление изменений в мотивах деятельности нефтегазовых компаний тоже понятно: переход к ориентации на средне- и долгосрочные цели и задачи, в том числе в плане соотношения расходов на добычу и воспроизводство минерально-сырьевой базы; повышение научно-технического уровня производства как непременное условие устойчивых прибылей и конкурентоспособности в будущем.

В повестку дня, таким образом, выдвигается новая - преодолевающая инерцию 90-х годов, взаимно согласованная - политика государства и нефтегазового бизнеса. Реализация предлагаемого подхода требует не только ряда целенаправленных мер как системы. Сами эти меры могут быть разработаны и приняты лишь в условиях нового общественного климата, создаваемого консолидацией усилий власти, бизнеса и науки. Застрельщиком должен выступить отечественный бизнес и, прежде всего, крупный бизнес, который уже в состоянии жить не сиюминутными интересами, а стратегической перспективой развития. В этом и состоит его историческая миссия, отказ от выполнения которой дискредитирует все российское бизнес-сообщество в глазах народа.