На главную

 

Диагноз ‒ монополизм

Ситуация на топливном рынке стала предметом особого внимания россиян: растут цены на бензин. Почему? Есть ли возможность влиять на этот процесс, управлять им? Что для этого следует сделать? Что ожидает потребителей в ближайшее время?

Цены на бензин, только в течение этого года, выросли сначала до 30, а сегодня почти на 40 процентов? Это выше базовых, как минимум, в 2-2,5 раза. Причинами роста цен сверх базовых (считаемых по инфляции) стали ряд объективных и субъективных факторов.

Первый из них, объективный, – это мировые цены на нефть. Высокие темпы экономического роста, в первую очередь в таких странах, как США, Китай, Индия, способствовали возникновению дефицита, усугубившегося войной в Ираке и общей напряженностью в Ближневосточном регионе. Всем стало ясно: дешевой нефти больше не видать.

Второй фактор долговременный, заложенный раньше – это усилившийся монополизм. В начале 90-х мы ушли от монополизма министерского - создали компании, сформировали рынки… Но в конце 90-х столкнулись с монополизмом крупных компаний. Для нашей экономики это очень тяжелый пресс. Он безжалостно давит мелкий и средний бизнес, мешает эффективному росту промышленного производства.

Бездействие в этом вопросе ставит под сомнение выполнение многих планов и инициатив, в том числе – удвоение в ближайшие годы ВВП. Об опасности существующей тенденции говорят следующие факты. В 1996 году независимые малые и средние нефтегазовые компании добывали 16 процентов нефти от всего объема, добываемой нефти в стране. Сегодня эта цифра составляет около 5 процентов. Вот и получается, что в добыче нефти уже нет конкуренции и нет той прослойки малых и средних предприятий, которым, в силу сложившихся обстоятельств, никогда не прорваться со своим сырьем на экспорт. А ведь это аксиома - чем больше малые и средние предприятия добывают, тем больше насыщается внутренний рынок.

Монополизм в нашей стране многолик. Не только добыча, но и переработка - в руках вертикально-интегрированных компаний. В том, что они нужны России – сомнений нет. Уже сегодня многие из них стали успешно конкурировать со многими западными компаниями. Следующий этап – участие в транснациональных проектах. И здесь есть результаты. К сожалению, большинство из компаний-тяжеловесов обратили свой взор на внутренний рынок и снова для среднего и малого бизнеса наступили тяжелые времена.

В последние годы все нефтеперерабатывающие заводы, кроме Московского НПЗ, вошли в состав вертикально-интегрированных компаний. Они не особо церемонятся в работе с представителями малых и средних компаний. В результате получается заколдованный круг: добыл нефть – на экспорт, по известным причинам, хода нет, и на НПЗ не пробиться.

Удушение малых и средних компаний происходит цивилизованно. Однако этот процесс, по моему мнению, резко ухудшает ситуацию на внутреннем топливном рынке России. Ситуация все более скатывается к еще большему монополизму, к стагнации. Рецептов по лечению этой болезни немного. Прежде всего, это рыночные механизмы, направленные на поддержку и укрепление малого и среднего бизнеса в стране. Запустить их должно Правительство РФ путем принятия ряда важных и серьезных решений, и с жестким контролем по их выполнению всеми участниками топливного рынка страны.

Важную роль играют и субъективные факторы. По значимости они разные: от экспортных пошлин и других запретительных мер до льготных цен на закупку топлива для госнужд, села, подготовку к зиме. Это быстрые, жесткие и эффективные меры, и ими надо пользоваться.

Есть ли возможность повлиять на рост цен? Конечно. Приведу один, неприятный для нас пример. Средняя себестоимость добычи тонны нефти в нашей стране - 20 долларов. Примерно по этой же цене, если постараться, нефть может поступать на перерабатывающий завод. В Нью-Йорке же покупная цена тонны нефти не ниже 280 долларов за тонну. Вот и сравнивайте: 20 и 280! И это при том, что Америка потребляет 900 млн. тонн нефти, а мы - 150 млн. тонн. В это же время стоимость бензина в Москве и Нью-Йорке – практически одинакова.

Вывод напрашивается сам собой: в стране есть огромные финансы. Их вполне, с уверенностью говорю, достаточно для того, чтобы не допустить многократного, по сравнению с ростом инфляции, увеличения цены на нефтепродукты. Словом, мер у нас, особенно сейчас, когда мировая цена крайне для России благоприятная, достаточно. Нужно грамотно воспользоваться имеющимися рычагами для того, чтобы не зажимать цены на нефтепродукты внутри страны, а держать их с несколько большим ростом, чем растет инфляция, и при этом получать еще достаточные объемы налогов.

Результат может быть достигнут только волевыми согласованными действиями федеральных и региональных властей. Причем, региональная власть может многое сделать для поддержки малого и среднего бизнеса: чтобы добыча нефти этими компаниями росла, чтобы им был обеспечен доступ на заводы по переработке нефти, а продукты переработки поступали далее на региональные топливные рынки. Кроме того, глубоко уверен, что проблему повышения качества нефтепродуктов в России можно решить только на региональном уровне. Все это вполне по силам региональным властям. Говорю об этом, опираясь на собственный губернаторский опыт. Да, надо выстраивать систему работы. И заниматься этим не от случая к случаю. А постоянно.