На главную

 

Энергопереход: когда, с кем и зачем?

Канцлер Германии Олаф Шольц заявил об окончании эпохи ископаемого топлива. Действительно, Германия (и Европа в целом) существенно понизила, например, объем потребления газа, и, якобы, за счет этого их энергетический рынок стабилизировался.

Но, на самом деле, все произошло за счет деиндустриализации Германии. И, по сути, нынешним заявлением Шольц свидетельствует, что все это происходит в рамках энергетического перехода, а не из-за того, что цены на газ были высокими и сама Германия вела неправильную энергетическую политику, которая спровоцировала дефицит газа и рост цены. Канцлер упирает на то, что это естественный процесс, и надо относиться к нему, наоборот, с радостью, поскольку он приближает энергетический переход и некое «зеленое будущее».

При этом многие энергокомпании Европы полагают, что вскоре natürlich произойдет ускоренный энергопереход, углеводороды будут не нужны, а значит, газ будет стоить дешево, и если сейчас вложить деньги в разработку нового месторождения или строительство инфраструктуры газопроводов, терминалов СПГ, заводов по сжижению газа и прочее, то эти деньги просто не отобьются. Кстати, такой образ мышления и привел к энергетическому кризису в Европе, который начался еще с середины 2021 года, а самый его разгар пришелся на 2022-й.

(Здесь заметим, что немцы, включая самого Шольца, ездили на север Африки, на Кавказ, в Азербайджан, и вели переговоры, ища дополнительные объемы газа. Но теперь Германия вновь крутит старую пластинку, заявляя, что газ никому не нужен. Удивительно, что немецкое руководство ничему не научилось, продолжая дискредитировать газ и ископаемые источники энергии. Поэтому вполне возможно, что там будет и вторая волна энергетического кризиса, если европейское руководство вновь станет массово запугивать энергокомпании и не доинвестировать углеводородные отрасли.)

Эксперт Финансового университета при правительстве РФ и Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков полагает: «Если же мы говорим про глобальный аспект, действительно ли уходят углеводороды, то мы видим их смещение по рынкам. В Азии, наоборот, наращиваются объемы потребления углеводородов, нефти, газа, угля, топливной промышленности. В Европе же происходит снижение потребления где-то целенаправленно, где-то в результате кризисов. Но тем не менее, европейцы идут по пути отказа от ископаемых источников энергии, однако еще много-много лет продолжат ими пользоваться. Поэтому в целом мир не отказывается от углеводородов, наоборот, наращивает их потребление».

Председатель Совета Союза нефтегазопромышленников России Юрий Шафраник подчеркивает: «Сейчас, когда зеленая энергетика вышла за рамки обычных разговоров и показывает реальные результаты, необходимо определиться с векторами дальнейшего развития нашего топливно-энергетического комплекса. 2030–2035 годы, вероятно, станут переходным периодом. Однако полагаю, что нефть, газ и уголь сохранят свою роль в формировании мирового энергобаланса. России, которая обладает потенциалом по всем составляющим (ресурсам, инфраструктуре, людям), грех этим не воспользоваться. При этом “броски” внутри России не должны быть радикальными. Разумеется, мы должны следить за мировым трендом относительно перехода к чистой генерации. Но в ближайшие 10 лет – и более – обязаны реализовать свой финансовый потенциал на основе традиционных энергоресурсов».

Юрий Шафраник уверен, что на обозначенном отрезке времени кратно возрастет ответственность государства – со всеми его институтами – и компаний за формирование нового качества, новой экономики, новой энергетики. Именно в этом главный вызов для России.

«Я убежден, – говорит выдающийся мировой эксперт в энергетике, – что Российская Федерация, обладающая такой уникальной и обширной территорией, безотлагательно должна сформировать свою идеологию, которая впоследствии захватит другие страны, и мы не должны двигать её в одиночку. Однако углеводородный аспект и декарбонизация – это только часть экзистенциальных проблем в контексте глобальной тематики – климат, человек и будущее Земли. Идеи цивилизационного развития должны опережать текущие нужды и замыслы на многие десятилетия».

P.S.

К слову, Шольц не настолько дурак, чтобы мечтать о заправке дряхлых «Леопардов» когда-либо топливом из альтернативных источников энергии.