На главную

 

Резолюция XIV съезда СНГПР

Несмотря на сложное геополитическое положение в мире, соединение глубокого экономического и финансового кризиса с пандемией, Россия останется одним из крупнейших мировых производителей ископаемых видов топлива, обеспечивая 14% мирового производства нефти и газа. Роль нефтегазового комплекса и в нашей стране – огромна, ТЭК относится к инфраструктуре, благополучие которой – необходимое условие даже не роста, а самого существования экономики.

Инновационный путь развития топливного комплекса страны, утвержденный в качестве стратегической задачи отрасли, ставит перед отечественными компаниями ТЭК вполне конкретные цели: больше открывать месторождений нефти и газа, полнее извлекать углеводородное сырье и рационально использовать все его ценные компоненты, а также выгодно продавать не только сырье, а продукты глубокой нефтегазохимической переработки.

Рассматривая и обсуждая новые задачи, направленные на полное содействие инновационным процессам, стабилизации работы нефтегазового комплекта, антикризисным мерам, делегаты съезда отмечают, что реализация этих планов, как и всё будущее нефтяной и газовой промышленности, зависит от того, какие новые прорывные технологии будут использоваться компаниями, какое новое оборудование они смогут применить, какие новые методы разработки сложных и трудных месторождений будут использованы, какие специалисты придут завтра в отраслевые подразделения.

Делегаты едины во мнении, что в сложный период ужесточения конкуренции на мировых энергетических рынках правительству России необходимо решить целый ряд стратегических задач, среди которых – совершенствование управления стратегическими направлениями развития нефтяной и газовой отрасли, усиление внимания кадровой политике, совершенствованию налоговой политики для топливно-энергетического комплекса, воспроизводству минерально-сырьевой базы, модернизации нефтеперерабатывающих мощностей, разработке трудноизвлекаемых и нетрадиционных запасов нефти.

Новая парадигма развития должна иметь ориентир на капитальное вложение инвестиций не только в увеличение объемов добычи за счет новых технологий, но и в геологоразведку, воспроизводство минерально-сырьевой базы, в научные исследования, в образование.

Всецело поддерживая стратегию модернизации и инноваций, сформулированную в программных выступлениях руководства России, делегаты съезда вместе с тем отмечают недостаточное внимание в деятельности исполнительной и законодательной власти Российской Федерации к интересам и проблемам отечественного топливно-энергетического комплекса. Вновь приходится говорить, что в нефтегазовой отрасли накопились серьезные кризисные явления и вызваны они причинами и проблемами, о которых профессиональным сообществом говорится уже давно. Это большой износ и старение основных фондов, массовое выбытие из эксплуатации мощностей, острый дефицит инвестиций и, как следствие этого, отставание с внедрением в производство новых технологических процессов, современного высокопроизводительного и надежного оборудования. Открытие новых месторождений компенсирует не более 30% от годовой добычи нефти. Свыше 40% запасов нефтяных компаний находятся уже за гранью рентабельности. Запасы нефти высокопродуктивных месторождений, дающих более 60% добычи, выработаны более чем на 50%. Средний дебит новых скважин по стране ниже 13 т/сутки против 48 т/сутки, как было 25 лет назад. Отмечается низкий уровень проектных работ – в последние годы отставание фактической добычи от проектной составило около 70 млн тонн в год.

Состояние сырьевой базы, всей геологической службы страны, которые определяют будущее топливно-энергетического комплекса, давно уже вызывает у специалистов огромную тревогу. Съезд настоятельно рекомендует Правительству РФ наконец-то обратить на это особое внимание и ввести, как того требуют современные задачи, в действие комплекс мероприятий, направленных на стимулирование проведения геологоразведочных работ и вовлечение в разработку новых месторождений.

Делегаты съезда единодушно высказались за то, что намеченный курс на инновационное развитие нефтегазового комплекса должен носить комплексный характер и иметь полноценную государственную поддержку. Государственное регулирование должно быть базовой составляющей формирования всех мер, которые обеспечили бы нормальное функционирование ТЭК, эффективное развитие всех его секторов, возрождение прикладной науки, развитие кадрового потенциала. Анализ показывает, что сегодня в самых крупных и конкурентоспособных странах государство принимает самое непосредственное участие в бизнесе, создает эффективные рыночные условия для его развития, не забывая о реализации насущных социально-экономических задач.

Участники Съезда Союза нефтегазопромышленников России считают необходимым обратиться к руководящим органам страны с предложением сформировать «Государственную программу воспроизводства сырьевой базы нефтедобычи на основе инновационного развития и внедрения современных методов увеличения нефтеотдачи», определить порядок контроля за её реализацией, обеспечивающий прозрачность принимаемых решений и гармонизацию экономических интересов государства и недропользователей.

Делегаты съезда считают целесообразным создание единого государственного центра с функциями проведения всей инновационной политики в отраслях, в том числе и в НГК, внедрения новых технологий, государственного мониторинга выполнения научных и инвестиционных программ, оценки результатов принятых решений, законов для коррекции стратегии и тактики. Это логично – в рамках всей страны необходимо создание стройной системы управления новой научно-технической политикой.

Делегаты съезда подчеркивают: инновационный вектор – это, прежде всего, возвращение отраслевой науки во главу производственных циклов, подготовка современно мыслящих кадров, глубокая модернизация  перерабатывающих отраслей.

Уже несколько лет мы говорим о политике импортозамещения; конечно, есть и определенные результаты, но действующей системы как не было, так и нет. Сегодня в геополитическом пространстве усиливается новый вид угроз – угрозы интеллектуальные, направленные на технологическое превосходство. Именно этот фактор и будет определять образ межгосударственных отношений, цивилизационного развития на нашей планете.

Безусловный мировой лидер в области высоких технологий сегодня США. За последнее десятилетие расходы на научно-исследовательские работы там возросли в 1,5 раза и составляют 600 млрд долларов в год. Китай свои расходы на развитие технологий увеличил в 2,5 раза, до уровня сопоставимого с США. В России размер финансирования расходов на отечественные исследования и разработку новых технологий по-прежнему оставляет желать лучшего. Их уровень – 40 млрд долларов в год.

Съезд настоятельно рекомендует Правительству РФ наконец-то обратить на это особое внимание и активизировать принятие решений, как того требуют принятые им же документы: Стратегия научно-технологического развития до 2035 года, госпрограмма «Научно-технологическое развитие Российской Федерации на 2019–2030 годы».

Вопросы эти непростые, ответы на них и решения могут быть только на базе новой, более совершенной государственной политики, на чем настаивает Союз нефтегазопромышленников России все последние годы. 

Делегаты съезда вновь также настоятельно рекомендуют исполнительной власти создание Межотраслевого совета по недропользованию, с поручением ему вопросов лицензирования, составления Программы геологического изучения недр и ВМСБ. Съезд считает необходимым повышение статуса Центральной Комиссии по разработке месторождений (ЦКР) и Государственной Комиссии по запасам (ГКЗ).

Делегаты съезда также обращают внимание на то, что наша экономика, в том числе нефтегазовый комплекс, имеют дело с общемировой тенденцией создания качественно новых систем управления и организации производств на базе цифровых технологий в качестве главного вектора технологического развития. Но следует признать, что в нефтегазовых компаниях этим занимаются фрагментарно, в рамках всего же нефтегазового комплекса это происходит разрознено – отрасль в целом отстает в использовании цифровых инноваций. Для правильной реализации концепции цифровой экономики в нефтяном и газовом хозяйстве, прежде всего, необходимо провести системный анализ производственных особенностей, что потребует приложения сил отраслевой науки. Съезд уверен, что для успешной реализации проекта, связанного с информационными технологиями, должен быть создан специальный орган государственного управления как новая организационная структура с компетентными специалистами, где должен быть в полной мере использован научный потенциал. Здесь должны обязательно присутствовать вопросы внедрения единой системы мониторинга и контроля качества, разработки специальных инструментов мониторинга и прогнозирования. Следует создать нормативно-правовую базу под задачи цифровизации, а также предусмотреть необходимые меры повышения энергетической безопасности.

Съезд Союза нефтегазопромышленников России вновь обращается к депутатам Государственной Думы РФ, подчеркивая необходимость разработать современные документы, регламентирующие работу отрасли, придать законодательную поддержку развитию малого бизнеса в отрасли, принять Законы РФ "О недрах", "О магистральном трубопроводном транспорте", "О стимулировании добычи на низкопродуктивных месторождениях", "О ресурсной базе страны", необходимость формирования блока законов "Нефтегазового кодекса", внесение продиктованных временем поправок в Налоговый кодекс и закон "О техническом регулировании". Делегаты съезда считают, что законодательные акты должны дать, наконец, однозначное толкование терминов и определений, касающихся основных параметров деятельности всего нефтегазового комплекса, строительства и функционирования транспортной инфраструктуры, упорядочить систему отношений между государством и недропользователями, обеспечить надлежащий единый государственный контроль и надзор за рациональным, комплексным и эффективным освоением месторождений жидких углеводородов.

Для повышения эффективности решения насущных проблем и устранения препятствий на пути инновационного процесса, создания действенного баланса интересов государства и общества делегаты съезда предлагают при принятии законодательными и исполнительными органами власти важных решений, особенно стратегического характера, более широко использовать общественные инициативы, привлечение общественных профессиональных организаций, объединений специалистов к широкому взаимодействию с государственными структурами.

Принято 25 марта 2021 г.