На главную

 

Начало 90-х – очень сложное время

Открывая рубрику «К 25-летию областной Думы», депутаты регионального парламента предлагают заглянуть в новейшую историю.

Тюменская областная Дума – правопреемник Совета народных депутатов XXI созыва. Эта норма закреплена в постановлении Тюменской областной Думы от 6 апреля 1994 года №2. Можно сказать, что этим решением законодатели дали оценку деятельности областного Совета. И оценка эта была положительной.

По мнению Владимира Ульянова, начиная цикл публикаций, посвященных 25-летию областной Думы, было бы правильно вспомнить время, когда движимая надеждой страна вступила на путь строительства новой России. Владимир Ильич – депутат регионального парламента пятого и шестого созывов, а в начале 90-х был депутатом Тюменского областного Совета народных депутатов, затем возглавил этот орган представительной власти.

Выборы народных депутатов РСФСР и местных Советов, состоявшиеся в марте 1990 года, средствами массовой информации, а затем и во многих исследовательских работах были названы первыми подлинно демократическими в истории современной России. В предвыборной борьбе соперничали кандидаты от различных политических движений.

Выборы местных советов, как и выборы народных депутатов РСФСР, прошли в два тура – 4 и 18 марта 1990 года. В них приняли участие 68,9% избирателей Тюменской области. 4 марта было избрано 62 народных депутата на 300 мест в областном Совете, при повторном голосовании 18 марта – 167. В силу разных причин (низкая явка на отдельных участках, признание выборов недействительными) около 70 из 300 мандатов оставались пока свободными. В этой связи в течение 1990 года четырежды проводились повторные выборы, и трижды – повторные голосования. Последние повторные выборы состоялись 9 декабря, но и после этого в областном совете оставалось 13 вакантных мест.

12 апреля состоялось открытие 1-й сессии XXI созыва. Пока избранная мандатная комиссия проверяла полномочия депутатов, приступили к обсуждению регламента первой сессии, ее повестки, насчитывающей 23 пункта, а затем перешли к выдвижению кандидатур на пост председателя Совета. Благодаря своевременно организованной радиотрансляции жители Тюмени и области имели возможность убедиться, что накал страстей в Большом зале Дома Советов ничуть не уступал происходящему на съездах «большого парламента». Впервые в истории региона развернулась гласная конкуренция за должность «президента областного масштаба».

14 апреля – выборы председателя областного Совета. С первого же захода им стал 38-летний Юрий Шафраник, с 1987 года работавший генеральным директором предприятия «Лангепаснефтегаз». Его заместителем был избран квалифицированный юрист, прокурор г. Сургута Владимир Ульянов.

Вспоминая то время, депутат Ульянов называет его очень сложным. В областной Совет пришли инициативные, энергичные люди, которые хотели изменить жизнь к лучшему. В качестве примера, характеризующего настроение народных избранников, он привел тот факт, что регламент работы первой сессии обсуждался полдня – каждый хотел высказаться.

Всем не давала покоя мысль: почему Тюменская область, на территории которой добывается нефть и газ для всей страны, находится в столь бедственном положении по уровню развития социальной инфраструктуры.

По словам Ульянова, даже такой вопрос, как строительство кинотеатра в Нижневартовске, должен был получить одобрение на уровне ЦК КПСС. «Все доходы от нефти и газа уходили в союзный центр, минуя Российскую Федерацию, а бюджет области не позволял решать вопросы местного значения», ‒ констатировал он.

Новое руководство Совета и области, опираясь на поддержку депутатов, повело борьбу за экономическую самостоятельность региона. Вторая сессия областного Совета народных депутатов принимает «Концепцию перехода Тюменской области на принципы самоуправления в условиях формирования рыночной экономики» (в некоторых источниках встречается и название «Концепция развития Тюменской области»), в основе которой лежал именно механизм платности недропользования. Полученные средства должны были направляться на развитие здравоохранения, повышение культуры сельского хозяйства, развитие малого и среднего бизнеса. Однако проблема, что называется, упиралась в отсутствие нормативно-правовой базы.

Третья сессия областного Совета, собравшаяся 29 января – 1 февраля 1991 года для принятия проекта областного бюджета на 1991 год, была вынуждена констатировать не только начало падения производства, но и конец прежней бюджетной системы.

В июне 1991 года 5-я внеочередная сессия областного совета пришла к выводу о необходимости создания на территории области особого экономического района, предприятия и органы власти которого наделялись бы специальными дополнительными правами в получении доходов от нефти, газа, леса и иной производимой продукции, а также по вопросам недропользования.

Решительная позиция этих сессий и постоянная работа президиума областного Совета с органами власти Российской Федерации привели к поддержке усилий тюменцев на федеральном уровне, что позднее получит отражение в Указе Президента РСФСР от 19.09. 1991 г. «О развитии Тюменской области».

В августе 1991 года в Тюменской области побывал президент России Борис Ельцин для ознакомления с регионом накануне подписания «именного» указа. Президент поддержал стремление области «жить самостоятельно» и пообещал принять указ к 20 августа. Но подписанию документа в означенный срок помешала попытка государственного переворота.

В драматическое время важно сделать правильный выбор. Областной Совет народных депутатов путч не поддержал. Председатель Юрий Шафраникпоехал на телевидение и в прямом эфире проинформировал людей о том, что областное руководство осудило путч и потребовало от остальных органов власти и управления выполнять указы президента России.

20 августа заседание президиума областного совета продолжилось.

21 августа в Тюмени состоялся митинг в поддержку российского руководства, а 22 августа в 18 часов над областным Домом Советов был водружен российский триколор – новый государственный флаг России.