На главную

 

Источники роста или проклятие экономики?

Что делать, чтобы вывести ключевой сектор российской экономики на траекторию устойчивого роста? Таким вопросом задались делегаты VI Всероссийского съезда горнопромышленников.

Открывая заседание, председатель Высшего горного совета (ВГС) Юрий Шафраник напомнил, что НП «Горнопромышленники России» объединяет  7 отраслей: геологов, угольщиков, золотопромышленников, химиков, нефтяников, газовиков,  металлургов и производителей стройматериалов. Хотя общая численность занятых в минерально-сырьевом комплексе нашей страны относительно невелика – 1,5 млн человек, значение их продукции трудно переоценить ‒ это  около 70% экспортных поступлений, 44 % доходов федерального бюджета. Иными словами, минерально-сырьевой комплекс (МСК)  играет по-прежнему определяющую роль в развитии российской экономики и росте благосостояния населения.

Значение МСК в жизни страны было отмечено и в приветствиях съезду горнопромышленников от Председателя Правительства РФ, председателей Госдумы и Совета Федерации, руководств  министерств и ведомств,  Торгово-промышленной палаты РФ, Российского Союза промышленников и предпринимателей, Патриарха Московского и всея Руси.

Обострение конкуренции на мировом рынке

В начале своего выступления Ю. Шафраник отметил, что в вышедшем в октябре последнем обзоре МВФ прогнозируется пониженный рост мировой экономики на уровне 3,1 процента в 2016 году и его увеличение до 3,4 процента в 2017 году. При этом хроническая стагнация в странах с развитой экономикой может вызвать усиление влияния противников мировой торговли. Для нас, подчеркнул председатель ВГС,  это означает вероятность увеличения торговых барьеров для отечественной продукции и дальнейшее ужесточение борьбы за рынки сбыта. На длительную перспективу многие авторитетные центры прогнозирования мировой экономики предполагают сокращение потребления углеводородов за исключением природного газа, сокращение потребления металлов, кроме меди, никеля, свинца и алюминия. Иными словами, внешняя конъюнктура складывается для горнопромышленников неблагоприятно. Не менее тревожно для продукции предприятий МСП складываются и условия внутри страны:

Внутренние причины экономического спада

▪ Снижение инвестиций и сокращение потребительского спроса.

▪ Падение объема строительства жилья и коммерческой недвижимости.

▪ Частичное свёртывание  экономических связей с Западом.

▪ Уход с российского рынка  ряда иностранных компаний.

▪ Снижение объёмов иностранных инвестиций.

▪ Наши компании в условиях низких мировых цен и сокращения внутреннего спроса также снижают инвестиции в модернизацию своих предприятий.

▪ В то же время издержки выросли и продолжают расти, в первую очередь из-за роста тарифов госмонополий и девальвации рубля.

Химия и производство удобрений – островки роста

Ю. Шафраник обратил внимание делегатов съезда, что наибольший рост среди отраслей промышленности в 2015 г. – 6% ‒ показали химия и нефтехимия. При правильной политике эти отрасли плюс газохимия имеют наилучшие перспективы как с точки зрения удовлетворения внутреннего спроса и импортозамещения, так и с точки зрения мировой конъюнктуры. Китай, например, являясь крупным импортером нефти и природного газа, за последние 20 лет построил огромное количество предприятий нефте- и газохимии, значительная часть продукции которых идет на мировой рынок. Если учесть, что сегодня средняя зарплата в КНР примерно равна нашей, то наши предприятия, работая на отечественном сырье, должны иметь преимущество на мировом рынке.

            В качестве положительного примера на российской почве председатель ВГС привел производство минеральных удобрений. Более тридцати специализированных предприятий производят более 6% мирового выпуска удобрений. Занять 4-е место на мировом рынке, выстоять в период кризиса и продолжать выпускать конкурентоспособную продукцию стало возможно благодаря достаточно современному оборудованию и технологиям. Наличие природного сырья, прежде всего газа и калийсодержащих руд, обеспечило весомый для нашей экономики экспорт наиболее востребованных за рубежом калийных удобрений.

Наращивать производство отечественного горного оборудования

Одним из важнейших условий повышения эффективности горнодобывающих предприятий является модернизация оборудования для горных работ. В последние годы эта проблема обострилась в связи с введением санкций. О действующих и планируемых мерах по финансовому стимулированию разработки и производства горного оборудования рассказал делегатам съезда замминистра промышленности и торговли и Сергей Цыб. Он подчеркнул, что укрепление связей между машиностроителями и потребителями их продукции для добывающих, перерабатывающих и металлургических предприятий министерство рассматривает как одну из важнейших задач и планирует дальнейшее расширение программы по финансированию отечественного производства новейшего оборудования в 2020‒ 2030-х годах. При министерстве действует научно-технический совет по развитию тяжелого машиностроения, в составе которого 5 экспертных групп, включающих представителей горнопромышленников. Ю. Шафраник, со своей стороны, выразил удовлетворение результатами  и готовность объединения горнопромышленников активно сотрудничать с министерством по развитию отечественного производства новейшего оборудования.

Рост тарифов грозит банкротством предприятий

Представитель Минэнерго, замдиректора Департамента угольной и торфяной промышленности Сергей Шумков оценил текущее состояние и перспективы угольной промышленности страны. Он отметил прогресс отрасли с точки зрения роста добычи и обогащения угля. Сегодня в стране 99% кокса и 55% энергетических углей продаются обогащенными. В то же время, несмотря на рост физического объема экспорта, доходы компаний сокращаются. Общая задолженность отрасли составляет 620 млрд рублей, а прибыль в 2016 г. упадет до 60 млрд рублей. Себестоимость производства угля в период с 2011 по 2015 гг. выросла на 32%. 30% экспортных цен составляют издержки по транспортировке и перевалке угля. В 2016 г. доля транспортных издержек в продажной цене угля  удвоилась. Это ставит под угрозу весь экспорт российских углей. Минэнерго сейчас обсуждает эту проблему с Минтранспорта и РЖД.

Вторую серьезную опасность для продолжения работы угольных предприятий  представляют вводимые сейчас экологические платежи. По оценке С. Шумкова, некоторые экологические нормативы «просто недостижимы» для действующих предприятий. Общий вывод докладчика: для сохранения отрасли в нынешних внутренних и внешних условиях предприятиям нужны государственные субсидии.  

Тезис представителя Минэнерго о необходимости снижения цен на природный газ и тарифов госмонополий закрепил Ю. Шафраник: «Мы уже несколько раз это обсуждали на различных форумах. Минэнерго необходимо поставить задачу насыщения газом внутреннего рынка и снижения внутренних цен на газ… А тарифы на железнодорожные перевозки и электроэнергию если не снизить, то, по крайней мере, остановить. Не поднимать ниже инфляции, а просто остановить. Это задача очень сложная, но,  мне представляется, вполне по плечу этому министерству».

 Перспективы зависят от финансовой и налоговой политики правительства и изменений в законодательстве      

Положенный в основу Федерального бюджета на ближайшие три года официальный прогноз Минэкономразвития обещает нам 20 лет стагнации, отметил председатель ВГС. Расходы бюджета в этот период будут сокращаться примерно на 5%  ежегодно в реальном выражении с учётом инфляции и в 2019  году будут меньше на 17% по сравнению с 2015 г.

 Минэкономразвития не видит резервов и конкурентных преимуществ для экономического роста в стране, в том числе для горнопромышленного сектора. Однако они есть, подчеркнул Ю. Шафраник: VIII Всероссийский съезд геологов, состоявшийся 26‒28 октября, свидетельствовал, что геологи восполняют запасы, воспроизводят МСБ. Вопрос ‒ в эффективности добычи и использовании  добытых ископаемых.   

Рост физического объема экспорта наших предприятий показывает, что в тяжелейших условиях стагнации и даже сокращения спроса они нашли возможности увеличить свою долю мирового рынка. Тем более они способны нарастить производство для внутреннего рынка. Надо понимать, заявил Ю. Шафраник, что только рост внутреннего спроса может стабилизировать финансовое положение предприятий отрасли и сделать её более устойчивой к колебаниям мировой конъюнктуры.

В последние годы приоритетом политики государства стало сокращение дефицита Федерального бюджета. Сама по себе цель неплохая. Вызывают вопросы средства, которыми её пытаются достигнуть, а именно повышением налогообложения предприятий и сокращением госинвестиций в инфраструктуру. В условиях стагнации внешнего и сокращения внутреннего спроса дальнейшее увеличение налогообложения может привести только к сокращению числа налогоплательщиков и доходов государства. Иными словами, деградация экономики может только усиливаться. В этих условиях еще сильнее становится отрицательное влияние высоких ставок кредитования. Сегодня доля банковских кредитов в инвестициях не превышает 8%. 

В проекте Минприроды говорится, что введение льгот на геологоразведочные работы (ГРР) приведет к приросту добычи нефти к 2035 году на 55 млн тонн. Снижение доходов бюджета по налогу на прибыль от вычетов по сухопутным месторождениям может составить всего 160 млрд руб., зато дополнительные доходы консолидированного бюджета оцениваются в 618 млрд руб., то есть почти в четыре раза больше уменьшения поступлений. За шесть месяцев этого года Газпром вложил в геологоразведку 82 млрд руб., Роснефть ‒ 20 млрд руб., ЛУКОЙЛ ‒ 18 млрд руб.

Высокие ставки по кредитам, постоянный рост тарифов госмонополий, противоречащую интересам отрасли систему налогообложения и избыточное бюрократическое регулирование в качестве главных препятствий для модернизации и роста производства предприятий малого и среднего бизнеса называли и вице-президент ТПП Дмитрий Курочкин, президент Союза старателей России Виктор Таракановский, академик РАН Климент Трубецкой.  В ходе дискуссии ораторами были выделены ключевые проблемы на всех стадиях производства от геологоразведки до поставки готовой продукции на экспорт.

Так, президент Российского геологического общества Виктор Орлов выразил тревогу в связи с воспроизводством ресурсов и значительным  расхождением в оценке запасов профессионалами и госорганами. Недостаточное воспроизводство запасов является не только результатом недофинансирования ГРР, о чем, например, свидетельствует сокращение объема поисково-разведочного бурения на нефть и газ в 2 раза в 2015 г. по сравнению с 1992 г., но и неблагоприятное госрегулирование отрасли. Государство по сути монополизировало ранние стадии ГРР, налоговое законодательство не стимулирует создание малых предприятий, в результате реформирования науки осталось только 6 научно-исследовательских институтов.

Ослаблена не только отраслевая наука, считает академик РАН Юрий Малышев, но разрушена вся система подготовки квалифицированных кадров для горнопромышленного комплекса. Надо выстраивать новую систему подготовки кадров от средней школы до университета.

Проблемы избыточного госрегулирования и противоречивости законодательной базы можно было бы снять путем разработки Горного кодекса, считает академик К. Трубецкой. Многолетние усилия группы энтузиастов так и не нашли поддержки в Госдуме, а сейчас разработка этого важнейшего законодательного акта даже не стоит в плане работы Минприроды.

На примере анализа ситуации с добычей россыпного золота в стране В. Таракановский показал необходимость передать лицензирование мелких месторождений полезных ископаемых в ведение региональных властей. По его оценке, это должно касаться всех месторождений золота с запасами менее 10 т.

***

Подводя итоги дискуссии, председатель Высшего горного совета сказал: «Пожалуй, никогда за все время существования нашей организации перспективы горной промышленности не выглядели столь драматично. Вместе с тем за прошедшие годы мы накопили такой опыт, знания и так модернизировали оборудование, что совместными усилиями можем успешно преодолеть текущие проблемы, чтобы горная промышленность реально помогла развитию экономики и росту благосостояния граждан Российской Федерации.

Не менее важно, что результаты нашей деятельности сегодня видны не только в отраслевом кругу. Безусловным показателем этого является развивающееся сотрудничество сообщества горнопромышленников с органами законодательной и исполнительной власти».