На главную

 

Жизнь заставила

Спрос на российский газ у традиционных потребителей в Европе падает. Этот неоспоримый факт вынуждает Газпром диверсифицировать свою экономику. В первую очередь речь идёт об увеличении потребления газа на внутреннем рынке. Появились проекты газификации российских регионов, в которых о «народном достоянии» до сих пор слышали только по телевизору. Активизировались проекты по переводу муниципального и государственного транспорта на газомоторное топливо, в том числе и на Ямале. Но чтобы реально увеличить сбыт, этого мало. Потому Газпром всерьёз занялся реанимацией технологически сложного и дорогостоящего проекта ‒ Новоуренгойского нефтегазохимического комплекса.

Когда газ стоил дорого, а спрос на него был стабильным, руководство Газпрома отмахивалось от решения проблем переработки: зачем тратить деньги и силы на сложные проекты? Но простые времена прошли и теперь само выживание Газпрома зависит от того, насколько успешно ему удастся решить сложные задачи, которые ставит перед ним время.

Из истории вопроса

ООО «Новоуренгойский газохимический комплекс» (НГХК) ‒ один из самых известных долгостроев Газпрома. Решение о его создании было принято еще в 1993 году. Все необходимое оборудование было завезено, однако с 1996 года из-за недостатка финансирования строительство приостановили, а гарантия на оборудование закончилась. Проект был отнесен руководством Газпрома к разряду проблемных.

В 2009 году вместе с разговорами о диверсификации экономики, проект по переработке газа решили реанимировать, но быстро выяснилось ‒ всё, что было сделано десять лет назад, никуда не годится ‒ комплекс надо было перестраивать заново. Вплоть до 2014 года газовики говорили о работе над проектом преимущественно потому, что это было «в тренде». Министерство энергетики РФ в Энергетической стратегии до 2035 года даже указало, что строительство комплекса находится в завершающей стадии!

Таким образом, самые подходящие для начала реализации нового проекта так называемые «жирные годы» были упущены. В 2014 году грянули санкции, наступил экономический кризис. У Газпрома начала падать добыча, оборотные средства, на которые можно было бы профинансировать стройку, таяли на глазах, а взять дешёвые кредиты на внешних рынках оказалось невозможно.

Тем временем специалисты стали предупреждать газовиков, что уровень переработки на заводе должен соответствовать самым современным технологиям, иначе он попросту окажется неконкурентоспособным. На одной из пресс-конференций бывший министр топлива и энергетики РФ Юрий Шафраник, говоря о Новоуренгойском нефтехимкомплексе, прямо заявил:

«Я лично только “за” его строительство, но нужен другой уровень ‒ раза в три выше. Технологические прорывы заставляют смотреть лет на 10 вперед. Только представьте, что завтра китайцы начнут добывать сланцевый газ, тогда все наши с вами “Уренгои” попросту зависнут. Мы сегодня должны не просто научиться, а просто обязаны начать зарабатывать на другом, помимо углеводородов».

Из-за отсутствия достаточного финансирования и трудностей с приобретением за границей подходящего по параметрам высокотехнологичного оборудования (в России его как не было, так и нет) сроки сдачи химкомплекса переносятся из года в год. Судя по последней информации, объект готов только наполовину, а запуск первой очереди запланирован на 2019 год.

Справка ЯмалPRO:

Проектная мощность НГХМ ‒ 420 тысяч тонн полиэтилена в год. Половину объема надеются продавать Китаю. Кроме полиэтилена завод может производить широкую фракцию легких углеводородов ‒ это сжиженный углеводородный газ, продукт переработки газового конденсата в метановую фракцию. Строительство завода ведётся в 30 км от г. Новый Уренгой на площади более 600 гектаров. В качестве сырья для получения этилена, полиэтилена и метана будет использоваться газ, добываемый на Уренгойском газоконденсатном месторождении.

Активные работы по строительству комплекса начались только в этом году. В августе Сбербанк одобрил предоставление кредита Новоуренгойскому газохимическому комплексу на 760 млн долларов и 240 млн евро. Поручителем выступил Газпром.

Буквально на днях генеральный подрядчик (группа строительных компаний «ВИС») доставил на стройплощадку из Германии высокотехнологическое оборудование ‒ системы дегазации и пневмотранспорта. На сайте ГСК «ВИС» сообщается, что доставка крупногабаритного груза была осуществлена паромом из города Любек в Германии до Санкт-Петербурга, и далее автотранспортом до Нового Уренгоя.

Позитивные новости позволяют надеяться на то, что строительство «пошло в гору», чего не скажешь о дальнейшей судьбе проекта. Вот как видит её руководитель информационно-аналитического центра Rupec Андрей Костин:

‒ С точки зрения затрат на сырьё у этого проекта прекрасная экономика, но транспортные расходы делают её менее очевидной. Пропускная способность железной дороги вблизи комплекса слишком мала, остаточного парка подвижного состава в этом районе нет, кроме того, транспортное плечо слишком большое. Теоретически НГХМ может побороться за долю на внутреннем рынке, но там его ждёт конкуренция с группой ТАИФ («Нижнекамскнефтехим» и «Казаньоргсинтез»), которая продолжает наращивать производство. Туманны и экспортные перспективы – транспортные издержки до премиальных азиатских рынков слишком высоки, всё будет зависеть от конъюнктуры.

Вячеслав Китаев