На главную

 

Экономический пояс Нового шёлкового пути

Доклад председателя  Совета директоров Института энергетической стратегии Ю. К. Шафраника на Круглом столе «Инвестиции в энергетику в рамках проекта “Экономический пояс Нового  шёлкового пути”», Пекин, 16 июня 2015 г.

На территории Евразии в настоящее время в различной стадии реализации находятся три крупнейших  проекта – Евразийский экономический союз (ЕАЭС), Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) и китайский сухопутный проект «Экономический пояс Великого шёлкового пути» (или «Нового шёлкового пути»).

Сегодня я бы хотел остановиться на некоторых вопросах реализации проектов развития энергетической инфраструктуры в рамках китайской инициативы «Экономический пояс Великого шёлкового пути».

В России идея Председателя КНР Си Цзиньпина о развитии Экономического пояса «Шёлкового пути» рассматривается как важный элемент дальнейшего усиления экономической интеграции стран Евразии. По времени выдвижение этой идеи практически совпало с провозглашённым президентом Путиным «Поворотом на Восток» в интересах диверсификации экономических связей России, сокращения доли ЕС в её внешней торговле. Стремление КНР обеспечить надёжные сухопутные поставки нефти и газа из РФ и стран Центральной Азии совпадает с заинтересованностью руководства России в  развитии экономики Восточной Сибири  и Дальнего Востока.

При этом я особо хочу подчеркнуть, что разворот России на Восток отнюдь не означает поворот её спиной к Западу. Россия и страны Запада, Евросоюза в особенности, традиционно выступали и выступают  взаимозависимыми партнёрами в области энергетики, а их экономики, нравится это кому-то или не нравится,  фактически  уже взаимоинтегрировались друг в друга. Просто точно так же, как Евросоюз, ратуя за укрепление своей энергетической безопасности, справедливо выступает за диверсификацию источников снабжения энергоресурсами, Россия должна – для обеспечения своей энергетической безопасности – принимать все необходимые меры в целях диверсификации экспортных потоков российских энергоносителей.

Мы также исходим из того, что Россия не только ведущая энергетическая держава на евразийском континенте. Не менее важна её роль в качестве транспортного энергетического моста между Востоком и Западом. Охватывая огромную часть евразийского континента и соседствуя  с Южной Азией, Россия может стать прочным логистическим звеном между странами и регионами, насыщенными энергетическими ресурсами. Территориально речь может идти и о Ближнем Востоке, и о Центральной Азии, равно как и о Западной Сибири, и шельфе Северного Ледовитого океана.

8 мая 2015 года в Москве подписано «Совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики о сотрудничестве по сопряжению Евразийского экономического союза и Экономического пояса Шёлкового пути». Документ стал политической декларацией по важному вопросу: как сделать так, чтобы важнейшие  для каждой страны проекты не вошли в клинч на просторах Центральной Азии. Речь идёт  о начале переговоров о всеобъемлющем Соглашении о торгово-экономическом сотрудничестве между ЕАЭС и Экономическим поясом Шёлкового пути. Переговоры начнутся в июле-августе 2015 года, первый проект соглашения может быть подготовлен  уже к  концу 2015 года. Правда, сам процесс может продлиться не один год: будет изучаться регуляторная база, принципы и ход реализации инфраструктурных проектов и т.д.

В октябре 2013 года с трибуны парламента Индонезии Председатель КНР Си Цзиньпин выдвинул ещё одну стратегическую концепцию – Морского шёлкового пути XXI века.

Морской шёлковый путь  должен начаться в китайских портах Гуанчжоу и Кантон, оттуда пойти  через Таиланд, Вьетнам, Малайзию, Сингапур и Индонезию; затем – Индийский океан, Красное море, Персидский залив, Суэцкий канал и Средиземное море, с ответвлением в Африку. Точка встречи морского и сухопутного путей  – итальянская Венеция.

Для нас возникает логичный вопрос: как реализация Морского шёлкового пути скажется на стратегических интересах России?  Станет ли он главным и успешным конкурентом российскому Севморпути несмотря на конкурентные преимущества последнего, заключающиеся, прежде всего, в сокращении сроков транспортировки грузов почти в полтора раза? Ответы на эти вопросы даст только время. Пока же ясно одно: потребитель от подобной конкуренции только выиграет.

На данном этапе чёткая концепция маршрутов в рамках пространства «Экономического пояса Великого шёлкового пути» ещё не выработана. Говоря о данном пространстве в контексте развития энергетической инфраструктуры Евразии, мы вкладываем в это понятие, прежде всего, территорию центральной части нашего континента, которая обрамляется с севера Северным морским путём, а с юга – Морским шёлковым путём. Именно здесь находится та сердцевина пространства сопряжения Евразийского экономического союза с инициативой  Нового шёлкового пути, где концентрируются новые нефте- и газопроводные проекты, включая проект «Алтай» и возможность его развития в направлении Индии, другие энергетические инфраструктурные проекты, включая ЛЭП и морские терминалы.

Реализация предусматриваемых новых энергетических центров в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке России будет способствовать не только повышению энергетической безопасности нашей страны, но и, в сочетании со строительством энергетической инфраструктуры (нефте- и газопроводов и ЛЭП), позволит увеличить надёжность снабжения потребителей Китая, Японии  и других стран Восточной Азии.

К настоящему времени на территории России, относящейся к рассматриваемому пространству, реализован или готовится к реализации целый ряд крупнейших энергетических проектов. Назову только основные нефтегазовые проекты.

Строительство нефтепровода «Восточная Сибирь — Тихий океан» (ВСТО), который обеспечивает  восточное направление экспорта российской нефти. Учитывая объём строительства, а также освоение и обустройство новых восточносибирских месторождений нефти, реализация проекта осуществляется поэтапно. К настоящему времени построена линейная часть нефтепровода на всём его протяжении и большая часть нефтеперекачивающих станций, в результате чего пропускная способность трубопровода на участке Тайшет-Сковородино доведена до 58 млн тонн нефти в год. Сейчас начаты работы по расширению трубопроводной системы ВСТО на участке Тайшет ‒ Сковородино до 80 млн тонн нефти в год и на участке Сковородино – Козьмино до 50 млн тонн нефти в год. Завершение работ запланировано в 2019 году.

Строительство нефтепроводов «Заполярье – Пурпе – Самотлор» и «Куюмба – Тайшет» даёт доступ к нефти новых месторождений Ямало-Ненецкого автономного округа и севера Красноярского края, в том числе Ванкорского месторождения, суммарные разведанные запасы  которых превышают 7 млрд т.

Строительство газотранспортной системы «Сила Сибири» общей протяжённостью первой очереди порядка 4000 км даст возможность ежегодно экспортировать в Китай  38 млрд куб. м российского газа в течение 30 лет. Дальнейшее развитие этой ГТС на восток и соединение с ГТС «Сахалин ‒ Хабаровск ‒ Владивосток» открывает доступ зарубежным потребителям к уникальным Чаяндинскому, Ковыктинскому и другим месторождениям с суммарными запасами газа свыше 3,5 трлн куб. м и возможности дополнительных поставок как трубопроводного, так и сжиженного газа.

Строительство газопровода «Алтай» открывает для Китая возможности прямого доступа к крупнейшей в России Западно-Сибирской нефтегазоносной провинции, суммарные разведанные запасы природного газа которой превышают 46 трлн куб. м.

Важное место в реализации китайской инициативы Нового шёлкового пути принадлежит Казахстану. Геополитическая роль Казахстана как транзитного моста между Европой и Азией, а также между Россией и Китаем определяется его расположением в центре евразийского пространства. Расположенный на стыке Европы и Азии, Казахстан обладает большим транзитным потенциалом, предоставляя азиатским странам географически безальтернативную наземную транспортную связь с Россией и Европой.

Через территорию Казахстана проходят три основных транзитных направления:

  1. Европа – Китай (с участием России);
  2. Европа – Китай (через страны Организации экономического сотрудничества и развития – ОЭСР);
  3. Россия – Центральная Азия.

 В апреле 2009 года был подписан Меморандум  между транспортными министерствами Казахстана и Китая о создании автотранспортного коридора «Западная Европа – Западный Китай».

Экономические выгоды от  реализации этого проекта получат все страны-участницы:

Для Казахстана – это привлечение инвестиций, создание новых логистических центров и реализация своего логистического потенциала.

Для России – снижение издержек на перевозки из Санкт-Петербурга, куда прибывает большинство товаров из Европы, направляемых далее в страны АТР. Это также источник поступлений от транзитных услуг.

Для Китая – дополнительный путь доставки своих товаров в Европу, снижение себестоимости перевозки и, следовательно, повышение конкурентоспособности китайских товаров на европейских рынках.

Определённую выгоду от этого маршрута получит и Узбекистан: это повышение степени участия страны в международной торговле.

Ясно, что без участия России ни один из евразийских проектов не может быть реализован с достаточной экономической  эффективностью (если вообще сможет быть осуществлён). Однако Россия отнюдь не стремится к доминированию в этих проектах. Напротив, она видит в них источник дальнейшего углубления и развития сотрудничества на евразийском пространстве.

В этой связи представим в заключение новую российскую идею ‒ проект  Транс-Евразийского пояса RAZVITIE. Проект предполагает размещение на территории Сибири и Дальнего Востока важнейших элементов нового техно-промышленного и социокультурного уклада. Его ядром станет интегральная инфраструктурная система. Она объединит транспорт, энергетику, телекоммуникации, транспортировку воды, нефти и газа, обеспечит создание новых отраслей промышленности и новых научно-технологических инженерных городов вдоль БАМа и Транссиба.

И, наконец, хотелось бы подчеркнуть, что многообразие предлагаемых проектов развития энергетики, энергетической и транспортной инфраструктуры на евразийском пространстве не только даёт бизнесу широкое поле выбора для предложения своих инвестиционных возможностей, но и свидетельствует о том, что совместные инвестиции в энергетические проекты могут стать реальным инструментом повышения энергетической безопасности  всего этого региона на длительную перспективу.

Журнал «Академия энергетики», №6, 2015 г.