На главную

 

Великий сибиряк

Сценарист Анатолий Омельчук, режиссер Людмила Борисова, телеоператоры Эдуард Улыбин и Сергей Лыкасов создали фильм исключительно на архивных материалах ГТРК «Регион-Тюмень». Тюменского Черномырдина мало кто знал в стране. Каким он был в то героическое, яростное время? В годы грандиозных газовых открытий, масштабного газового освоения Тюменского Севера?

В дни памяти великого газовика-освоенца, премьер-министра страны в самые сложные, драматические, непредсказуемые для России 1990-е годы, сумевшего выстоять, удержать и стабилизировать политическую и экономическую ситуацию, в Москве и на его родине в Оренбурге состоялись встречи и конференции, в которых участвовали ветераны отрасли, друзья и современники Виктора Черномырдина, его земляки-односельчане и родные. Виктор Черномырдин ушел из жизни пять лет назад 3 ноября.

В оренбургском Дворце «Газовик» ‒ в кинозале более 700 человек: газовики компании «Оренбург Газпром добыча», студенты филиала Московского института имени Губкина и ветераны отрасли, которые собрались на презентацию фильма ГТРК «Регион-Тюмень» ‒ «Великий сибиряк.  Тюменский Черномырдин». Фильм в Оренбурге представили режиссер Людмила Борисова и телеоператор Юрий Зеленин. Сорок минут напряженной тишины ‒ такого Черномырдина присутствующие, конечно же, не знали. Сам Виктор Степанович в фильме признается: «С Тюменью у меня не просто много связано. Дух захватывает! Немало пережито и много сделано». Эти слова из последнего интервью Виктора Черномырдина, которое он дал телевидению «Регион-Тюмень» и которое записал Анатолий Омельчук в 2010 году. Тюменский Черномырдин ‒ начальник Главтюменьгазпрома, основательный, по-мужицки мудрый, сильный, уверенный, высочайший профессионал. Человек поразительной энергетики, положивший всю свою жизнь на развитие газовой отрасли страны. И России. Такого Черномырдина оренбуржцы узнали в фильме впервые.

В своем родном селе Черный Отрог, что в 80 километрах от Оренбурга, Виктор Черномырдин помог поставить храм, освященный в свое время Патриархом Московским. «Любил он свою малую родину, ‒ вспоминали односельчане, среди которых Черномырдиных если не половина, то очень много. ‒ Заботился о селе. Приезжал и спрашивал: “Ну что, земляки, чем еще помочь? Что нужно построить?” Однажды ему хором ответили: “Баню!”» 

Свои автомобили и коллекцию ружей Виктор Степанович завещал родному Черному Отрогу, в котором сегодня строится большой музейно-образовательный центр. В нем планируют воссоздать рабочий кабинет премьер-министра Черномырдина. А сыновья ‒ Викторовичи решили заново построить отчий дом, родовое гнездо на берегу любимой реки своего отца. Виталий Черномырдин от всей души поблагодарил «Регион-Тюмень» за фильм о своем отце. Возможно, и он не до конца осознавал великую роль Виктора Степановича в судьбе нефтегазового комплекса страны и его историческую роль в судьбе России. Фильм многое открыл для сына и земляков. Представьте их чувство гордости, когда участники фильма ‒ коллеги и современники Виктора Черномырдина вспоминали масштабность его дел и свершений, его высочайшую эрудированность в деле. Юрий Шафраник, председатель Совета Союза нефтегазопромышленников РФ, сказал: «Черномырдин ‒ крупный руководитель. И дело не в его силе, а в его мудрости и умении держать удар». Владимир Никифоров, в те времена начальник Запсибгазпрома, вспоминая о Викторе Степановиче, отметил прежде всего его стратегическое мышление и умение видеть на 10, 15 и 20 лет вперед.

Владимир Кияев, генеральный директор оренбургской компании «Газпромдобыча», до слез растроганный фильмом, высказал самые теплые слова благодарности творческой команде ГТРК «Регион-Тюмень». 

Виктор Степанович Черномырдин наведывался в родное село, насколько позволяла государственная служба: встречался с земляками. Простой. Доступный. Свой. И вдруг они узнали, что он был не только «голова». Он опережал время, а в Тюменской области его помнят как Великого Сибиряка.