На главную

 

Ю.К. Шафраник о бензиновом кризисе

НА ФОНЕ БЕНЗИНОВОГО КРИЗИСА

МОСКВА, 28 апреля. /ИТАР-ТАСС/. Правительство России право, задумавшись о реформе налогового регулирования нефтяной отрасли в разгар борьбы с региональным бензиновым кризисом и на фоне благоприятной для крупных решений мировой конъюнктуры. Такое мнение в интервью ИТАР-ТАСС высказал сегодня председатель Совета Союза нефтегазопромышленников РФ Юрий Шафраник.

Комментируя решения по нефтяной отрасли, озвученные на президиуме правительства, Шафраник отметил: «Правительство обладает всеми правами, более того, обязано принимать любые меры для защиты внутреннего рынка страны». Тем более, продолжал он, «это важно, когда дело касается обеспечения нефтепродуктами, поскольку при таких объемах добычи нефти и нефтяном балансе, которыми мы располагаем, грех не «закрыть» собственный рынок».

Однако, считает он, «меры эти не сводятся к тому, чтобы ограничивать или не ограничивать экспорт. Хотя частично заключаются и в этом. Если бы у нас система мониторинга топливных балансов была бы хоть сколько удовлетворительной, то правительство еще месяц назад могло и должно было принять необходимые меры». По оценке экс-главы Минтопэнерго, «контроль над состоянием балансов (не вообще российских, но и региональных) есть одна из серьезнейших задач, решение которой позволит своевременно реагировать на развитие ситуации и гарантировать стабильное обеспечение нефтепродуктами «городов и весей» от Камчатки до Калининграда».

Кроме ограничения экспорта, считает Шафраник, «нельзя не сказать, и прежде всего, о незавершенности отраслевых реформ, проводившихся в первой половине и середине 1990-х годов». «Да, мы создали компании, которые уже прочно стоят на ногах, действуют на приличном мировом уровне, добывают много нефти, – отметил бывший министр. – Это

свидетельствует: данная структурная реформа проведена правильно. Что, конечно, хорошо, но явно недостаточно для создания повсеместной конкурентной среды. Мы всячески поддерживаем меры, принимаемые для этого ФАС, однако они пока ограничены и не «пронизывают» весь территориальный уровень».

При этом, считает Юрий Шафраник, «там, где губернатор понимает отраслевую специфику и действует грамотно, а базовая компания ведет себя ответственно, там назревающие острые вопросы решаются. Зато там, где в этом смысле наблюдается некоторая разбалансировка (или компания в поисках рентабельности резко меняет свою политику, например закрывая АЗС, или губернатор надеется, что рынок все исправит), – там обязательно возникают трудноразрешимые проблемы».

Одновременно дискуссию об эффективности в РФ биржевой торговли нефтепродуктами он считает периферийной темой. «Конечно, эта торговля нужна. Но это не 1-й, не 2-й и даже не 5-й по важности вопрос. Ведь если не создана по-настоящему конкурентная среда, то и сама биржевая торговля мало что даст».

Третьей и наиболее серьезной составляющей затронутой темы эксперт считает нынешнее налоговое регулирование отрасли. «Мы уже не раз говорили об этой теме, к которой госорганы в лице Минфина и Минэкономики постоянно «подбираются», но затем столь же постоянно «откатываются». И дело даже не в том, что цена литра бензина включает разного рода запредельно высокие налоговые составляющие (в цене бензина до 60–70 процентов приходится на налоги), а в самих подходах к налоговому регулированию, а менять их министерства не решаются».

«Но я уверен, чем дольше это будет продолжаться, тем хуже будет ситуация, – отметил Шафраник. – А сейчас ситуация благоприятна для решительных мер: хорошие цены на нефть, нормальные объемы ее добычи, значительные финансовые ресурсы в руках правительства. Время просто требует вплотную заняться, можно сказать, реформой налогового регулирования». «А мы, со своей стороны, постараемся более подробно проанализировать весь комплекс вопросов работы и регулирования отрасли в нашем общественно-профессиональном сообществе в течение мая», – пообещал глава Совета Союза нефтегазопромышленников РФ.