На главную

 

Время «Большой Тюмени»

Tumen.jpg

Недропользователи ищут возможности для спасения своих производств

Нефтяники нашли экономические основания для объединения трех регионов «тюменской матрешки». В условиях падения добычи углеводородов необходимо пересмотреть подход к производству внутри трех регионов и создать новые, более эффективные цепочки. Поэтому, по мнению недропользователей, ЯНАО, ХМАО и Тюменская область уже практически неразрывно связаны в единую технологическую структуру – нефтяники ждут консолидированных решений от властей регионов, но пока не рискуют озвучивать предложения вслух.

Тюменская область еще долго будет значимым игроком на нефтегазовом рынке. По прогнозу председателя Совета Союза нефтегазопромышленников России, главы Комитета Торгово-промышленной палаты Российской Федерации по энергетической стратегии и развитию ТЭК Юрия Шафраника – не менее двух десятилетий. «Большая Тюмень» – это единый регион, и страна слишком в нем заинтересована экономически, подчеркивает он. Но ситуация, по его словам, такова, что от губернаторов требуют единого, консолидированного подхода к природопользователям.

Действительно, за последние годы в отрасли произошли серьезные изменения. Падает добыча нефти. И этот вопрос тревожит и политиков, и экономистов, и самих нефтяников. В настоящее время недропользователи выходят на месторождения с другими условиями освоения, чем их предшественники: если в 70-е годы трудноизвлекаемые запасы составляли 12%, то сейчас их объемы увеличились более чем в три раза.

За последнее время только компании «Сургутнефтегаз» и «НОВАТЭК» нарастили объемы добычи и капитализацию, говорит он. У всех остальных капитализация снизилась. Все это свидетельствует о том, что если в отрасли не появятся новые технологии, то использование ресурсов будет неэффективно.

За 11 лет в России экспорт углеводородов вырос более чем в два раза, а цены на энергоресурсы – в пять раз. Пришедшие финансы, таким образом, ушли из страны. Дело в том, что в России увеличивается доля сервисных западных компаний на нефтяном рынке и рынке импорта технологий. Стоимость импортного оборудования в два раза превышает стоимость продукции собственного производства.

И эта проблема, по мнению экспертов, гораздо серьезнее, чем падения добычи углеводородов.

«Лучше отдать иностранным компаниям новое месторождение и оговорить условия его эксплуатации, чем отдавать весь сервисный рынок. Или отдавать месторождение, но с технологическим сопровождением и использованием оборудования, произведенным только на территории России. Это главная экономическая задача, и она касается всей Большой Тюмени, потому что если на севере идет добыча, то переработка сырья у нас осуществляется на юге региона», – озвучил один из вариантов действий отраслевой эксперт.

Тем не менее, выход из ситуации есть. Переход на управляемую стабилизацию – это главная схема, которая спасет нефтянку, уверен господин Шафраник.

«Сегодня рассматриваются различные программы на правительственном уровне регионов, в компаниях-недропользователях, но многие вопросы не решены. Нужна консолидированная позиция правительств. Это правильно и необходимо. Уровень значимости нефтегазового комплекса, уровень его проблем заставляет вырабатывать такие решения», – выразили общую позицию в Союзе нефтегазопромышленников России.

«Решает в итоге политическое руководство и правительство, но никогда так не говорили и особенно сейчас, что наверху все решат, нужны инициативы и обоснования «с мест» именно в интересах тех и других. Когда это будет сделано лучше, чем сейчас, неужели Федерация может быть против? Это очень легко консолидировать – вопросы-то общие», – подчеркнул он, отметив, что «новый подход в этих условиях нужен в первую очередь в интересах территорий».

Интересно, что подобную мысль на нефтегазовом форуме высказал заместитель губернатора Тюменской области Олег Заруба, заявив, что «было принято решение о смене подходов как технологических, так и организационных. Назрела среда, когда отношения недропользователей и общества надо менять. Поэтому, естественно, на Большой Тюменской области, где на севере идет освоение, а на юге, так принято, нефтесервис, мы будем обсуждать эту общую проблему и вырабатывать единую политику и единые подходы». В чем будет заключаться эта «единая политика» заместитель Владимира Якушева уточнять не стал.

Отметим, пока речь идет о согласованной политике всех трех губернаторов «тюменской матрешки» в отношении недропользователей и сервисных компаний. Будет ли в свете этого подниматься тяжелая тема слияния Тюменской области с Ханты-Мансийским и Ямало-Ненецким округами – пока неизвестно.

Ранее Владимир Якушев заметил, что работа «юга и северных округов выстроена удачно и необходимости что-то менять нет, потому что программа доказала свою жизнеспособность, мы находим точки соприкосновения и конфликтных ситуаций нет». При этом он отметил, что, «если высшее политическое руководство сочтет нужным объединить регион, мы будем работать в новых условиях».

Напомним, ХМАО и ЯНАО – одни из богатейших регионов России. На их территории расположены нефтяные и газовые запасы страны. При этом округа и Тюменская область образуют сложносоставной субъект РФ. Округа являются самостоятельными субъектами с собственными губернаторами и думами, но формально составляют один регион с «югом», отчисляя часть прибыли в бюджет Тюменской области и получая часть денег обратно по программе «Сотрудничество». При этом все крупнейшие нефтяные и газовые компании России работают на территории Западной Сибири, которая географически почти совпадает с территорией «Большой Тюмени» И если раньше бытовало мнение, что объединить «юг» и «север» Тюмени не дадут нефтяники, то теперь у последних могут появиться аргументы в пользу такого объединения.