На главную

 

Ванкор спасает ситуацию

Vankor  .jpg

По итогам 2013 года экономика Красноярского края отличилась ростом всех основных видов деятельности. Региональный индекс промышленного производства опередил общероссийский показатель, а уровень инфляции оказался ниже, чем в среднем по стране.

Серьезную лепту в развитие краевой промышленности внес Ванкор, на месторождениях которого добыча нефти, включая газовый конденсат, выросла на 17,2% к объему 2012 года, достигнув 21,7 млн т.

Общие запасы Ванкорского месторождения оцениваются в 500 млн т нефти и газового конденсата. При этом Роснефть рассчитывает к 2025 г добывать в Восточной Сибири 55 млн т нефти каждый год (что, кстати, позволит создать 15 тысяч высококвалифицированных рабочих мест), осваивая с помощью инфраструктуры Ванкора кластер, включающий Сузунское, Тагульское и Лодочное месторождения.

Для успешной реализации проекта при участии Роснефти полностью реконструирован аэропорт Игарки. В Красноярске построен новый учебно-лабораторный корпус Института нефти и газа Сибирского федерального университета, призванный обеспечить отрасль молодыми кадрами, способными работать на современном высокотехнологичном оборудовании.

Характеризуя эффективность работы на Ванкоре, научный руководитель Института нефтегазовой геологии и геофизики академик РАН Алексей Конторович заметил: «Нам всегда казалось, что уж чего-чего, а нефти и газа у нас много, поэтому мы всё время “снимали сливки”, не заботясь о повышении нефтеотдачи месторождений. Это время прошло. Но, должен сказать, не все сделали для себя нужные выводы: многие ссылаются на то, что обеспечение высокой эффективности отработки месторождений слишком затратно. Ванкор в этом отношении можно отнести к исключениям из общего правила: здесь инвестируют столько, сколько нужно для того, чтобы месторождение было освоено с максимальной отдачей. Это, как минимум, логично: забравшись в такие труднодоступные места, отстроив инфраструктуру, вложив огромные средства в обустройство месторождения, недропользователь должен идти до конца».

Напомним, что в прошлом месяце исполнилось 10 лет с момента регистрации ЗАО «Ванкорнефть», дочернего предприятия НК «Роснефть», созданного для освоения Ванкорского месторождения. Оно было открыто в 1988 году, но только в июле 2008 года на Западно-Лодочном месторождении Ванкорского блока пробурили первую скважину, которая оказалась «сухой».

Сегодня грандиозные перспективы Ванкора ни у кого не вызывают сомнений. Но в начале 2000-х скептическое отношение к этой углеводородной кладовой было, можно сказать, повальным. Тем более что состояние российской экономики не способствовало инвестиционному энтузиазму. Сказывалось и воспоминание о том, что еще в 1995 году знаменитая Royal Dutch Shell специально под разработку Ванкорского месторождения учредила компанию «Шелл Ванкор девелопмент Б.В.» Но вскоре Shell ушла из проекта, посчитав его невыгодным.

Первым, кто осознал перспективность Ванкора для России, был экс-министр топлива и энергетики РФ, председатель Совета Союза нефтегазопромышленников России Юрий Шафраник. Он говорил, что этот проект является «очень красивым шагом в будущее, который направлен на развитие российского Севера». Возглавляемая им компания «Союзнефтегаз» осуществила консолидацию активов Ванкорского проекта, привлекла первоначальное финансирование, провела полную реструктуризацию бизнеса. Затем проект был передан стратегическому инвестору – государственной НК «Роснефть». В итоге она не только стала обладателем одного из самых крупных нефтегазовых месторождений в мире, но и первопроходцем на пути реального превращения Красноярского края в нефтедобывающую провинцию.

Коллектив Роснефти сумел за короткий срок создать на Ванкоре уникальный производственный комплекс, вобравший в себя все лучшее из современных инновационных технологий. Уже в 2005 году Роснефть заняла лидирующие позиции среди нефтяных компаний России по объемам добычи нефти и газа и, как следствие, решила провести в 2006 году первичное публичное размещение акций (IPO). Общая сумма размещения составила 10,7 миллиарда долларов – это было пятое крупнейшее IPO в мире и самое крупное среди российских компаний.

Сегодня Ванкорский проект как актив стоит в сотни раз больше той суммы, которую заплатила компания «Роснефть» при его покупке. Но важнее всего то, что он является интеграционным проектом развития Восточной Сибири.

Правда, с освоением углеродных запасов всего Зауралья мы в целом опаздываем больше чем на 10 лет. Проложен нефтепровод «Восточная Сибирь ‒ Тихий океан», вдоль его создана государством довольно основательная инфраструктура, а запасов нефти для заполнения трубы по-прежнему недостаточно. Разве что о крохах можно говорить. Не прибавилось и новых газовых месторождений. Ситуацию спасает опять-таки Ванкор, хотя он географически к «Восточному вектору» никак не тяготеет и гонит нефть в ВСТО «коленом» через тюменскую землю. А вдоль ВСТО трудятся только Сургутнефтегаз, Иркутская нефтяная компания и Дулисьма (за последнюю спасибо Сбербанку, который вытащил компанию из тяжелейшего финансового положения и обеспечил нормальную работу на месторождении). Но все равно тут в освоении углеводородных кладовых непочатый край работы.