На главную

 

В центре внимания — разведка недр

Статья генерального директора ОАО «Красноярскгеология» Анатолия Хохлова «Геологоразведка: К чему пришли? Куда идем?», опубликованная 12 марта в газете «Красноярский рабочий», вне сомнения, является актуальной. Для нас очень важны сигналы из регионов по проблемам в минерально-сырьевом комплексе.

Вопросы развития минерально-сырьевого комплекса и в частности геологоразведочной отрасли находятся в сфере нашего внимания. Высший горный совет неоднократно обращался в правительство РФ с предложениями принять меры по развитию геологоразведочных работ, использовать для этого возможности государства и частных компаний, взаимодействия между ними.

В настоящее время мы готовим расширенное заседание Высшего горного совета совместно с комитетами ТПП РФ и РСПП, Советом Союза нефтегазопромышленников, на котором будут рассмотрены вопросы совершенствования правовой базы недропользования и системы управления государственным фондом недр. Заседание состоится 18 марта 2010 года.

С учетом рассмотрения вопросов на указанном заседании выскажем наш взгляд на проблемы развития комплекса.

С уважением и уверенностью в дальнейшем сотрудничестве, Юрий ШАФРАНИК, председатель Высшего горного совета НП «Горнопромышленники России».

Москва.

http://www.krasrab.com/archive/2010/03/18/08/view_article

ГЕОЛОГОРАЗВЕДКА: К ЧЕМУ ПРИШЛИ? КУДА ИДЕМ?

В преддверии Дня геолога непроизвольно возникают вопросы если не развития, то выживания отрасли. Однако сегодняшнее положение дел особого оптимизма не вызывает.

В настоящее время на столе Правительства РФ лежит Программа развития геологоразведочных работ до 2030 года, представленная Советом Федерации. Основные положения разработанной в этом документе стратегии развития отрасли вдохновляют, но что будет принято Правительством — большой вопрос. Главная проблема — это недостаточность вложений в обеспечение воспроизводства минерально-сырьевой базы: больше добываем, чем пополняем. По некоторым полезным ископаемым положение критическое.

С точки зрения такой частной компании, как наша, которая действует в рыночных условиях уже 16 лет и накопила определенный опыт работы на твердые полезные ископаемые, многие вопросы финансирования отрасли можно было бы решить усовершенствованием действующего законодательства и подзаконных актов, связанных с недропользованием.

На наш взгляд, законодателям и высокопоставленным чиновникам исполнительной власти России и субъектов Федерации следует обратить внимание на следующие неотложные вопросы.

1. Получение лицензий для целей геологического изучения участков недр за счет собственных средств недропользователей.

До 2005 г. действовал заявочный принцип предоставления подобного рода лицензий. Это не только стимулировало привлечение в геологоразведку частных инвестиций, но и обеспечивало равные возможности получения лицензий для всех компаний-недропользователей независимо от их финансовых возможностей. Однако приказом МПР РФ от 15.03.2005 N61 «Об утверждении порядка рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для целей геологического изучения участков недр» главенствующий принцип рыночной экономики (равные возможности) был похоронен. В соответствии с п. 3.4. «Порядка...», если на получение геологической лицензии претендуют два или более заявителя, то такой участок недр выставляется на аукцион для получения права недропользования по совмещенной (геологическое изучение и добыча) лицензии. Поскольку изначально участки недр для целей геологического изучения за счет собственных средств предлагаются исключительно только компаниями-недропользователями (как правило, геологическими и горно-геологическими, имеющими квалифицированных геологов, но скромные финансовые возможности), то действующий порядок лицензирования нарушает права этих компаний на интеллектуальную собственность. А главное — для мелких и средних компаний потерян смысл заниматься кропотливой и затратной работой по выделению перспективных площадей, так как в итоге шансов на получение лицензий у них практически нет: почти все получают крупные компании.

Предложение: следует законодательно закрепить заявочный принцип предоставления лицензий для геологического изучения за счет собственных средств предприятий, что приведет к созданию рынка геологических объектов и к активизации частных инвестиций в геологоразведку.

2. Слишком сложная и длительная процедура предоставления лицензий на разведку и добычу по факту открытия месторождения.

В этой проблеме можно выделить два основных вопроса:

а) Чересчур длительная процедура согласования документов, предусмотренных законодательством, причем установленные сроки прохождения документов, как правило, нарушаются, и в итоге с момента подачи заявки на получение лицензии на разведку и добычу до решения о ее выдаче уходит до одного года и более.

б) Отсутствие гарантированного права получения лицензии на разведку и добычу для недропользователя, открывшего месторождение в результате проведения геологоразведочных работ за счет собственных средств.

Прописанные в «Порядке рассмотрения заявок на получение права пользования недрами при установлении факта открытия месторождения...», утвержденном приказом МПР России от 24.01.2005 N23, основания, по которым заявка на получение лицензии может быть отклонена, имеют явно надуманный, коррупционный характер. Если недропользователь в условиях практически полного исчерпания поискового задела (то есть отсутствия официально учитываемых государством перспективных площадей и участков, полученных в результате поисковых работ за счет бюджетных средств) сумел выделить перспективную площадь, провести поисковые и оценочные работы, открыть и оценить месторождение, то только это уже свидетельствует о том, что он обладает необходимыми квалифицированными специалистами и опытом работы, финансовыми и техническими средствами для эффективного и безопасного проведения дальнейших работ на месторождении — разведки запасов. Имея рентабельное для разработки месторождение, можно без проблем привлечь со стороны инвестиции для его освоения. Как хорошо известно, инвестиции в капвложения привлекаются даже очень крупными горнорудными компаниями — это общемировая практика.

Предложения:

1. Упростить и существенно сократить сроки процедуры согласования документов и принятия решения по предоставлению лицензий на разведку и добычу по факту открытия месторождения в результате работ, проведенных за счет собственных средств недропользователей.

2. Ввести законодательную норму, гарантирующую предоставление права на разведку и добычу полезных ископаемых недропользователю, открывшему месторождение в результате проведения геологоразведочных работ за счет собственных средств по «геологической» лицензии.

3. Двухлетняя (2008—2009 гг.), в самый разгар экономического кризиса, приостановка проведения аукционов на приобретение права пользования недрами на месторождения золота и перспективные золотоносные площади.

Официальных документов Роснедр, объясняющих причины приостановки проведения аукционов, нет. На вопросы представителей территориальных управлений по недропользованию и самих недропользователей были только устные объяснения. Причины явно надуманные. В первой половине 2008 г. говорилось, что перечень участков недр для проведения аукционов не утверждался потому, что по многим участкам нет апробированных прогнозных ресурсов золота, однако в конце 2008 г. стали говорить, что апробация прогнозных ресурсов для целей лицензирования не требуется. В марте 2009 г. Роснедра утвердили перечень участков недр по Красноярскому краю для лицензирования через аукционы, но аукционы до конца года не проводились в связи с тем, что Роснедра якобы не могут решить «сложнейшую» задачу: определить цену на золото по существующей методике. Цена на золото необходима для расчета величины стартового размера разового платежа. По информации, полученной из Роснедр, письмо с просьбой определить цену на золото было отправлено в Минэкономразвития в феврале 2009 г. Но уважаемое министерство, видимо, не смогло справиться с этой задачей, так как приказом Роснедр от 11.09.2009 N886 был объявлен конкурс на выполнение работы по определению цены на золото и на другие твенрдые полезные ископаемые с предельной стоимостью госконтракта 15 млн руб. и сроком выполнения этой «сверхтрудоемкой» и необъяснимо затратной задачи до конца 2010 г. Как говорят, комментарии здесь излишни.

А столь длительная задержка аукционов, тем более во время мирового финансово-экономического кризиса, для многих предприятий просто губительна. Очень многие золотодобывающие предприятия имеют крайне низкую обеспеченность запасами, а государство не дает им возможность пополнять сырьевую базу за счет собственных средств.

Кроме того, в 2008—2009 гг. приостановлена выдача лицензий на разведку и добычу по факту открытия месторождения.

Предложение: как можно быстрее возобновить проведение аукционов на приобретение лицензий на золотоносные участки и возобновить выдачу лицензий на разведку и добычу по факту открытия месторождений и тем самым дать возможность законопослушным компаниям, не просящим денег у государства, работать.

4. Получение права на пользование земельными (лесными) участками для целей недропользования.

Проблема — в длительной процедуре согласований для получения права на пользование земельными участками, а также в перманентных изменениях в законодательстве, особенно в лесопользовании. Существующее положение дел в этой сфере госрегулирования значительно затягивает начало проведения работ, что нередко не позволяет недропользователю выполнять работы в сроки, предусмотренные лицензионными соглашениями. В 2008 г. огромные площади земель лесного фонда Красноярского края были переданы в аренду лесозаготовителям на срок до 49 лет без учета того, что в их пределах находятся месторождения с учтенными запасами полезных ископаемых и перспективные участки, на которые до этого недропользователям были предоставлены лицензии на право пользования недрами. В результате многие предприятия, вложив значительные средства в приобретение лицензий и геологоразведку, столкнулись с серьезной проблемой возможности продолжения геологоразведочных и добычных работ.

При оформлении договора аренды лесного участка под геологоразведочные работы зачастую приходится на один объект оформлять 10—20 участков маленькой площади, получать на них номера государственного лесного учета (каждый буровой или горный профиль — отдельный участок), заказывать проект лесного участка.

Предложение: ввести поправки в Лесной кодекс РФ, предусматривающие упрощение документации договора аренды лесных участков для проведения геологоразведочных работ. Агентству лесной отрасли Красноярского края совместно с Управлением по недропользованию по Красноярскому краю провести ревизию всех выданных лицензий на право пользования недрами и принять меры по снятию ограничений на заключение договоров аренды лесных участков, на которых необходимо проведение геологоразведочных и добычных работ, но которые вошли в состав площадей, арендованных для заготовки древесины.

Аналогичные действия следует предпринять в отношении участков недр, планируемых к лицензированию в ближайшей перспективе.

В дополнение к сказанному, в целях более оперативного решения проблем преодоления заторов на пути эффективного освоения минеральных богатств России, предлагаем:

1. Делегировать на региональный уровень полномочия по предоставлению лицензий на право пользования недрами участков с запасами полезных ископаемых, ограниченных пределами компетенции ТКЗ (например, по золоту — до 10 т, по углю — до 100 млн т) по утверждению и постановке на государственный учет (приложение 1 к приказу Роснедр от 22.12.2005 г. N1322).

2. Рекомендовать применение конкурсной основы предоставления права пользования участками недр регионального значения.

В заключение необходимо остановиться на двух проблемах, касающихся будущего отрасли.

Первая: Мытари придумали брать разовые платежи за пользование фондовыми (архивными) материалами предыдущих геологических исследований, причем плата далеко не символичная — от 10 до 200 тысяч рублей. В первую очередь это сразу же сказалось на подготовке квалифицированных кадров и качестве геологоразведочных работ. Студент, проходящий производственную практику, не имеет материальных возможностей изучить материалы и методику предшествующих исследований, да и предприятие, на котором он проходит практику, не в состоянии это ему предоставить. В результате мы постепенно пришли к тому, что качественно подготовить подсчет запасов месторождений стало некому, защитить их в комиссиях по запасам некому. Качество подготовки материалов снижается. А ведь это основа проектирования будущих горнодобывающих предприятий.

Вторая: Нет никакой веры качеству представляемых программ и стратегий развития отрасли, поскольку их разработкой занимаются не геологи, а юристы. Они, конечно, доки в правовых вопросах, но ведь геологоразведка — это одна из сфер материального производства и требует профессионального подхода. Идет профанация всего и вся.

Может, кому-то уже стоит вспомнить сказку о голом короле? Или будем дожидаться «Ванкувера» в геологии?

***

От редакции. Направляем газету с этой статьей министру природных ресурсов и экологии России Ю.П. Трутневу, председателю Комитета по природным ресурсам и охране окружающей среды Совета Федерации Федерального собрания РФ В.П. Орлову, губернатору Красноярского края Л.В. Кузнецову, председателю Высшего горного совета России Ю.К. Шафранику.Будем рады, если комментарии от вышеуказанных лиц поступят в редакцию быстро, чтобы мы смогли опубликовать их в номере газеты за 1 апреля 2010 года, посвященном Дню геолога.

Анатолий ХОХЛОВ, генеральный директор ОАО «Красноярскгеология», заслуженный геолог Российской Федерации.