На главную

 

Сланцевый тренд

Slantsy.jpg

Совсем недавняя «энергетическая эйфория» американцев, связанная с успехами США в добыче сланцевых углеводородов, постепенно угасает под отрезвляющими выводами специалистов. Формально богатые месторождения сланцевого газа и нефти позволяют надеяться, что через несколько лет страна сможет полностью обеспечить себя энергией. Однако, к примеру, бывший руководитель производства нефтяной компании Shell в США Джон Хофмейстер, давая на днях интервью The Wall Street Journal, отметил: «Если только что-то серьезно не изменится в ближайшие пять лет, мы будем стоять в очередях за бензином, потому что нам будет не хватать нефти». Он считает, что оптимистические прогнозы недооценивают темпы истощения сланцевых месторождений: углеводороды поступают в большом количестве в первые месяцы бурения, а затем объем добычи уменьшается и выравнивается на более низком уровне. Чтобы поддерживать рост добычи, компаниям придется бурить множество скважин в темпе, «находящемся за пределами возможностей отрасли», ‒ заявил Д. Хофмейстер.

Цены на нефть и газ также серьезно влияют на эффективность добычи. По некоторым оценкам, гидравлический разрыв пласта – инновационный, но противоречивый метод бурения, с помощью которого нефть или газ добываются из сланца или других пород, ‒ становится слишком дорогостоящим мероприятием, если цена на нефть падает ниже $50 за баррель. Это может стать еще одним препятствием для отрасли, если произойдет резкий спад в мировой экономике. Производители газа в США уже пострадали от снижения цен из-за избыточных поставок сланцевого газа.

А в Старом Свете пока больше обеспокоены экологическими последствиями ставки на сланцы. Уже в следующем году Европейская Комиссия может предложить более жесткие правила по охране окружающей среды, касающиеся добычи сланцевого газа. Об этом сообщило Польское радио со ссылкой на представителя Еврокомиссии Джо Геннона. Он уверен: «…Процесс добычи сланцевого газа может вызвать больше вреда в окружающей среде, чем традиционные способы. А в нынешних правилах, которые создавались еще до темы сланцев, мы имеем пробелы, которые надо заполнить. Если добыча газа на территории Европейского Союза будет происходить в широком масштабе, то такие правила должны гарантировать охрану окружающей среды и здоровья людей. Мы намерены представить предложения в 2013 году». (Кстати, и на саммите АТЭС лидеры организации сочли необходимым «провести оценку производственного и торгового потенциала, а также воздействия на окружающую среду сланцевого газа и других нетрадиционных видов природного газа».)

Сланцевого газа в Европе немало. Например, его запасов в ФРГ хватило бы стране на 13 лет. Однако добыча этого углеводорода связана с применением химикатов, и Министерство окружающей среды Германии намерено ограничить использование такого метода. Это, конечно, на руку России. Не случайно член Комитета Государственной Думы по энергетике Павел Завальный, принимавший участие в совместной поездке российских депутатов и членов Европарламента по объектам газодобычи северных месторождений, высказал твёрдое убеждение, что на ближайшие десятилетия альтернативы трубопроводному транспорту российского газа в Евросоюзе нет.

«Эра трубопроводных проектов близка к завершению, но это не значит, что трубопроводные системы уступают своё место, ‒ говорит председатель Совета Союза нефтегазопромышленников России Юрий Шафраник. ‒ В них вложены сотни миллиардов долларов, российских и не российских, вся Европа опутана ими. Трубопроводы были, есть и в ближайшие десятилетия будут нужны. Что касается сланцевого газа, то внутри России он по определению не может быть конкурентом обычному природному газу, которого у нас очень много». Тем не менее, эксперт убежден: «Плохо то, что мы долго довольствовались только трубными системами. Не разрабатывая новых технологий добычи и транспортировки газа, мы потеряли минимум 25 лет… В определенных случаях и регионах сланцевый газ может стать конкурентом нашему природному газу. И не только он, но и другие виды газа. Все зависит от экономики, от энергетической политики государства».