На главную

 

Сколько нефти нам нужно

TPP_.jpg

Комитет Торгово-промышленной палаты РФ по энергетической стратегии и развитию ТЭК, возглавляемый Юрием Шафраником, провел Круглый стол на тему: «Нужно ли России столько нефти?»

Мероприятие организовано совместно с Союзом нефтегазопромышленников России, Научным советом РАН по проблемам геологии и разработки нефтяных и газовых месторождений, ЗАО «ВК ВВЦ «Промышленность и строительство».

В мероприятии приняли участие представители органов государственной власти субъектов РФ, министерств и ведомств, научных и общественных организаций, Российской академии наук, финансовых институтов и вузов страны, специалистов ОАО «Газпром», ОАО «Роснефть», ОАО «Татнефть», Института энергетических исследований РАН, Института химии нефти Сибирского отделения РАН, Академии технологических наук, Всесоюзного научно-исследовательского геологоразведочного института, Российского государственного геологоразведочного университет им. Серго Орджоникидзе, Уфимского государственного нефтяного технического университета.

На заседании также были представлены образцы новых разработок российских ученых в области нефтедобычи, переработки, защиты от розливов, охраны окружающей среды и экологии.

Как заявил в своем выступлении президент Союза нефтегазопромышленников России Геннадий Шмаль, отношение власти к нефтегазовому комплексу – главному наполнителю госбюджета ‒ оставляет желать лучшего. Он подчеркнул, что нефтегазовый комплекс может быть инновационным локомотивом страны и привел примеры успешного внедрения инноваций в нефтегазовой сфере Норвегии, Катара, Канады и США.

Было отмечено, что по сравнению с развитыми странами внедрение инноваций в России сильно отстает. Так, Россия по многим показателям уступает США, в том числе по коэффициенту нефтеизвлечения, объёму добычи и переработки нефти, производству бензина, керосина и дизельного топлива. Накануне вступления в ВТО лишь 30% российского бензина и 25% дизельного топлива отвечают требованиям стандартов «Евро-4» и «Евро-5». Требования ВТО сводят к минимуму окупаемость некоторых российских экспортных проектов в нефтегазовой сфере. Без налоговых льгот и прямых государственных субсидий, отменить которые требуют нормы ВТО, стране не удастся освоить разведанные месторождения, не говоря уже о дальнейшем развитии такой области, как нефтеразведка.

Директор Института энергетических исследований РАН академик Алексей Макаров дал анализ сегодняшней ситуации на мировом нефтегазовом рынке и прогноз на перспективу. Он подчеркнул, что США к 2015‒2020 гг. планируют отказаться от импорта нефти за счёт разработки американо-канадских нефтяных ресурсов. А Россия сегодня стоит на грани минимальной доходности добычи нефти с учётом действующей внутренней налоговой политики. Даже при стабильных (90‒100 долларов за баррель) ценах перспективы спроса на российскую нефть представляются сегодня как минимум неоднозначными, и, скорее всего, при существующей динамике цен удержать добычу на прежнем уровне в ближайшее время страна не сможет.

По мнению А. Макарова, если в нефтегазовом комплексе останется нынешняя система налогов и пошлин на нефть и нефтепродукты, то Россия упустит огромные доходы, поскольку экспорт сырой нефти менее выгоден, чем нефтепродуктов глубокой переработки. Так, к 2020 году потери бюджета составят $15 млрд, а к 2030 году ‒ $25 млрд. И перспектива выхода на 1 трлн кубометров добычи газа к 2030 году достигнута не будет. Судя по современным тенденциям на внутреннем рынке, объём добычи сетевого газа в ближайшие годы будет снижен, а потери России от таможенных барьеров составят около 15 млрд долларов.

Академик Анатолий Дмитриевский рассказал о перспективах разработки матричной нефти и отметил в своей презентации выгодность высоких переделов «жидкого топлива».

На заседании прозвучали доклады председателя подкомитета по развитию нефтяной отрасли Комитета ТПП РФ по энергетической стратегии и развитию топливно-энергетического комплекса Валерия Гарипова, младшего научного сотрудника Института химии нефти Сибирского отделения РАН Натальи Краснояровой, заведующего лабораторией ФГУП «ВНИГРИ» Юрия Подольского, ведущего научного сотрудника Института энергетических исследований РАН Александра Лукьянова, вице-президента ОАО «АК «Транснефть» Михаила Баркова.

Доля экспорта нефти и нефтепродуктов в общем экспорте РФ составила в 2009 году 49,3%, а в 2010 году 52,1%. По запасам нефти Россия сегодня входит в семерку самых обеспеченных этим топливом стран мира, а по добыче является лидером. Трубопроводная система Транснефти самая длинная в мире и составляет свыше 54 тыс. км. Важно отметить, что 23 марта 2012 года была введена в строй нефтепроводная система БТС-2 с выходом на балтийский порт Усть-Луга, что позволит обойти транзитные страны. При этом технические потери нефти (при добыче и транспортировке составляют 5% общего объема или 25 млн тонн в год. Однако страна может даже не добывать и не иметь нефть, а разрабатывать ее за рубежом, заниматься там геологоразведкой, экспортировать ноу-хау и нефтегазовые технологии, а уже в обмен получать топливо. Такой путь развития ТЭКа можно назвать инновационным, а не сырьевым.

В прениях прозвучали выступления и вопросы главного специалиста научно-технического управления ООО «ЧТПЗ-Инжиниринг» Александра Семенцева, ректора Российского государственного геологоразведочного университета им. Серго Орджоникидзе Василия Лисова, председателя подкомитета по инженерно-технической деятельности Комитета ТПП РФ по энергетической стратегии и развитию ТЭК Константина Песцова и др.

Как отмечалось в прениях, иностранные инвесторы не решаются вкладывать средства в проекты добычи, оценка которых произведена с помощью российской классификации, и потому необходим скорейший переход к международной классификации запасов. Инвестиционная привлекательность российской нефти падает, поэтому инвесторы будут уходить в другие страны. Государственный контроль за деятельностью нефтяных компаний сегодня сведён к минимуму, в результате чего точных цифр по ключевым показателям производимой ими нефтедобычи получить зачастую невозможно. Отмечалась также непрозрачность данных расходов нефтекомпаний, в частности, затрат на строительство одного километра трубопроводов Транснефти ‒ монополиста в сфере транспортировки нефти.

По мнению завсектором развития ТЭК Института экономики РАН профессора Владимира Волошина, России необходима продуманная энергетическая политика, гибкая налоговая система в нефтяном комплексе, диверсификация направлений экспорта нефти и нефтепродуктов. Большие перспективы и доходы нефтяному комплексу сулит активный переход к развитию нефтехимии. Тогда нефть и высокие цены на нее уже будут называть не «ресурсным проклятием», а достоинством страны.

На заседание были рассмотрены вопросы освоения восточных нефтегазоносных провинций и морского шельфа; поддержки добычи нефти в районах традиционных промыслов; комплексного освоения нефтегазоконденсатных месторождений; организации геологоразведочных работ и использования передовых технологий извлечения нефти из пластов; развития отечественного нефтесервиса и переработки нефти, а также влияние налогового режима на добычу и переработку нефти; перспективы развития внутреннего рынка нефтепродуктов и экспорта нефти и её производных. В заключение участниками заседания было выработано решение, которое будет направлено высшим законодательным и исполнительным органам страны.