На главную

 

Самый великий экономический проект

Shaim.jpg

50 лет назад газета «Тюменская правда» писала: «Конда как будто раздвинулась, когда по ней плыл танкер №652. Команда высыпала на палубу, приветствуя покорителей нефтяной целины. У Сухоборского причала многолюдно. В жизни Шаима ‒ новый незабываемый момент: буровой мастер Шаимской нефтеразведочной экспедиции, Герой Социалистического Труда Семен Урусов, начальник экспедиции Иван Морозов, главный инженер Рем Ханнанов в торжественной тишине медленно поворачивают штурвал задвижки. И… нефть с шумом врывается в объемистые резервуары танкера».

22 мая танкер залил первые 593 тонны нефти. 23 мая он был торжественно отправлен на Омский нефтеперерабатывающий завод, а 4 июня 1964 года встал под разгрузку к причалу Омского НПЗ. Первые тонны нефти Шаима, до того как попасть на переработку, проделали долгий путь. Рейс по Конде, а затем по Иртышу не был легким. Очевидцы вспоминают, как горела в то время тайга, как извилиста и хитра река Конда… Но экипаж танкера знал: везут не рядовой груз, а результат героического труда проходчиков, буровиков, вышкомонтажников, механизаторов, прокладывают шаимской нефти дорогу в крупнейшие индустриальные центры страны. Так страна получила первую нефть Западной Сибири, так рождался Западно-Сибирский нефтегазовый комплекс.

«Западно-Сибирский НГК был и остается самым колоссальным экономическим проектом в мире, не сравнимым ни с чем по срокам строительства, по вложениям людских и материальных ресурсов, по темпам достижения намеченной цели», ‒ убежден председатель Совета Союза нефтегазопромышленников России Юрий Шафраник.

На территории Большой Тюмени, включающей Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа, созданы мощный производственный потенциал мирового уровня и прочная база экономического процветания. Здесь развитая социальная инфраструктура, замечательная сеть дорог. Построены самые лучшие молодые города России ‒ Сургут, Нижневартовск, Лангепас, Ноябрьск, Когалым, Надым, Новый Уренгой, Ханты-Мансийск, Салехард, Муравленко…

Стоит только представить, как в 60-е и 70-е годы все создавалось на пустом месте, в морозы, когда всё доставлялось по зимнику, когда для обслуживания буровых приходилось добираться до них на вертолетах, когда совершенно не устроен быт и нет нормального медицинского обслуживания…

Министр газовой промышленности, Герой Советского Союза Алексей Кириллович Кортунов на совещании молодых геологов, нефтяников и строителей в октябре 1966 года сказал:

«Пройдут года, вырастут новые поколения, у вас будут дети и внуки. Но вы – участники большого исторического процесса освоения необъятных просторов Сибири, процесса не только материально-технического и экономического, но и большого социального значения – всегда с законной гордостью сможете сказать: “Я был в числе первых, был непосредственным участником этого подвига. Частица моего труда, энергии, мысли и опыта вложена в общее великое дело”».

Созданный к концу 80-х Западно-Сибирский НГК обладал колоссальным потенциалом развития. «Мы вышли на добычу 408,6 миллиона тонн нефти и 500 млрд м³ газа в год, ‒ уточняет Юрий Шафраник. ‒ Были построены города (хотя и со скромными социально-бытовыми условиями), проложены основные трубопроводы, дороги и железнодорожные магистрали, возведены аэропорты, достигнута нормальная энергетическая оснащенность».

Да, мы тогда вышли на максимум по всем производственным параметрам. Но этот максимум пришелся на перестроечное время, когда руководство страны меньше всего было занято стратегией её экономического развития, целиком и полностью сосредоточившись на полном «преобразовании» социально-политической жизни общества. Что, в конце концов, обострило все общественные противоречия и привело к развалу государства.

Это был период большого испытания. Учтем еще резкий спад промышленного производства, что повлекло за собой радикальное снижение потребности в нефти и газе, за которые, кстати, и платить не могли или не хотели. И все-таки в 90-е годы именно в топливно-энергетическом комплексе России реформирование осуществлялось наиболее продуманно, решительно и эффективно. Производства не развалились на мелкие немощные конторы. Были созданы компании, которые к концу десятилетия заметно укрепились. А когда появилась возможность экономического подъема, они стали основой экономики России, залогом ее развития и, надеемся, будущего процветания.

Вся последняя десятилетка характеризуется восстановлением позиций нефтегазового комплекса. С кризисных времен мы увеличили добычу, удвоили экспорт нефти, наши компании повысили свою конкурентоспособность. Кроме того, невзирая на огромные трудности 90-х, правительства территорий Большой Тюмени совместно с компаниями сумели сделать то, что прежде было отложено, ‒ добились развития инфраструктуры и социальной сферы.

В целом за последние 20 лет в Западной Сибири сделано больше, и социально-экономические проблемы здесь решены лучше, чем в каком-либо другом регионе страны. А последняя 5-летка характерна новыми нефтегазовыми проектами: трубопроводная система «Восточная Сибирь ‒ Тихий океан», трубопровод на Бованенково, запуск Ванкора. И все это на базе Западно-Сибирского НГК.

«Серьезным стимулом для освоения месторождений вдоль трубопровода ВСТО стал подписанный в мае контракт с Китаем, ‒ говорит Юрий Шафраник. ‒ Но надо учесть, что все месторождения там более сложные, чем те, которые осваиваются сейчас. Там есть и газ, и газоконденсат, и нефть, и гелий, но добывать их нужно непременно комплексно. Мы такие месторождения еще не осваивали. Это очень сложная, но и очень интересная задача… Большая Тюмень сегодня стоит перед новым этапом своего развития, а созданная промышленная, социальная основа и кадровый потенциал являются гарантами новых успехов. Большая Тюмень является основной базой как для развития собственной территории, так и для освоения Восточной Сибири и Дальнего Востока. И конечно, для освоения Арктики».