На главную

 

Сага о «государевой личности»

Sib Bogat.jpg

Небольшое отступление от главной темы.

«Ум жаждет вечности... Он дышит широтой. И надобно любить, чтоб мыслить вдохновенно!» Ей-Богу, эти строки как будто о нём, нашем «современнике по человечеству» Анатолии Омельчуке.

У него есть свой биограф, авторитетные исследования его стиля. Ну а я не без слёз часто вспоминаю устную рецензию на две книжки Омельчука, автор которых... моя мама Божко Анна Кузьминична. Когда ей было далеко за семьдесят, я «вырвала» её из родного гнезда. Не оставлять же маму одну, после смерти отца перенёсшую микроинсульт?

Оказаться в чужом городе, считай, на другой планете, без подруг, ‒ всё равно что попасть в тюрьму. Мама мужественно переносила одиночество, спасалась чтением. Раз попросила она какую-нибудь книгу местного писателя, «чтобы побольше узнать о Тюменском крае», и я ничтоже сумняшеся дала ей «Частное открытие Сибири» Анатолия Омельчука: «Лучше и больше него о Тюменском Севере пока никто не рассказал».

Мама, всю жизнь проработавшая коррек­тором, подчитчицей (существовали такие должности в прошлом веке) на линотипе, машинисткой, была не «диагональным», а взыскательным, тщательным читателем. Где-то около месяца открывала она для себя новое имя.

Прочла, отдаёт книгу, чувствую, волнуется. Ну что? И слышу примерно следующее:

‒ Может, я и не права, но не каждому дано переварить такой огромный пласт жизни и так живо, доступно рассказать о Севере, о людях. Конечно, не все возьмутся за такое неразвлекательное чтение, ну а если втянуться ‒ не оторвёшь... Сколько знаний даёт ‒ не надо никуда ехать, читай и всё себе представляй, как в кино...

‒ Ну уж ты преувеличиваешь, некоторые думают иначе.

‒ А эти некоторые, если они есть на самом деле, просто завистники.

Я со смехом:

‒ Мам, сядь и напиши рецензию в газету, гонорар получишь...

‒ Это ‒ не моё дело. А талант ‒ не молоко, не прокиснет. Вот увидишь, ещё в учебни­ках литературы будет это имя...

Волевой. Честный. Человек Поступка

Держу в руках книгу-альбом «Времена Шафраника» Анатолия Омельчука. Она ещё не утратила ароматов типографских цехов, в ней ‒ в естественном родстве, в искреннем рукопожатии ‒ великолепные снимки, впечатляющие портреты героя, его соратников, доверительные, чистосер­дечные монологи, философские, иной раз похожие на элегические раздумья тексты автора.

Всё подчинено одному: ярко и глубоко раскрыть характер самородка-сибиряка, «нефтяника от Бога», «менеджера мирового масштаба», «нефтяного Наполеона из Лангепаса».

У книги необычный, может быть, новатор­ский жанр ‒ «синопсис». Поначалу слабо понимаешь, что за этим определением. Прочитал книгу, а читается она легко, и становится ясно: синопсис ‒ суммарное из­ложение различных взглядов на какую-либо тему или о какой-то личности, характере, явлении.

Герой ‒ наш знаменитый земляк Юрий Шафраник ‒ пришёл к читателю с телеэкра­на: в основе книги ‒ прошедшие в разные годы в тюменском телеэфире докумен­тальные фильмы Омельчука «От родного порога», «Сгеdо», «Экзамен для России», «Классная эпоха», двухсерийный «Времена Шафраника» («Пружина времени» ‒ фильм первый. «Мудрость риска» ‒ фильм вто­рой). Органично вписалась в повествова­ние телепередача о Шафранике из цикла «Персона».

В книге убедительно показано, как человек усилиями воли, своими корнями, своей внутренней убеждённостью умеет сохранить себя, свои принципы.

Карьерный путь Юрия Шафраника не­лёгок, порой драматичен, быть лидером сырьевой отрасли непросто, но он умеет преодолевать трудности, и принципы, за­ложенные родителями, никогда не менял. В центре книги ‒ две личности: Шафраник и Омельчук. Они родились в один день, даже неуловимо похожи друг на друга: спортивные, статные ‒ Константинычи. Оба ‒ безустальные труженики, патриоты земли сибирской. Их беседы ‒ без всякой рисовки, не на публику. Особый свет у страниц, где слышны живые голоса родителей героя, его единомышленников.

Со страниц перед нами крупным планом предстаёт не только время первооткры­вателей, но и день сегодняшний, когда, по словам Шафраника, идёт перелом, а в переломе чрезвычайно важно быть собран­ным. Это испытание для всех. Испытание собственностью, делёжкой, ложными вы­зовами, бизнесом...

И в этом непростом времени, как и в 70‒80-х годах прошлого столетия, герой остаёт­ся верен себе. Монологи Юрия Шафраника откровенны, раскрывают натуру сильную, мыслящую. Становится очевидным, что если бы он на посту министра ТЭК про­работал хотя бы ещё года три, многие сегодняшние проблемы страны не были бы такими острыми. Это человек понимающий, как устроена экономика сегодня, какие преимущества были у неё в пору Советского Союза, что надо сделать для будущего. Многожанровое и тематическое разнооб­разие ‒ особенность творческой манеры писателя Омельчука. Монологи следуют за непринуждённой беседой, когда очеркист и герой повествования не боятся острых тем, вспоминают и анализируют малоизвестные широкому читателю события, следом ‒ лирический «мостик», начало биографии «смотрит» на нас замечательными сним­ками отца, родного дома, односельчан. Голоса коллег ‒ разноголосая палитра ‒ по­могают читателю понять и осмыслить не­простой характер государственного деятеля, заложившего фундамент нефтяной отрасли в новой России.

Тюменский писатель я Виктор Строгальщиков:

«Мне кажется, Шафраник недооценён до конца... Сделал много, но той роли, которую мог бы сыграть, не сыграл. Всё-таки он больше технократ, чем по­литик. И когда стал министром топлива и энергетики, политики его съели. Чубайс, который сидел тогда в соседнем подъезде Старой площади со своим Комитетом по приватизации, этот не сторонился ничего... Юрий Константинович не спесивый, в нём нет вот этого внутреннего политического честолюбия ‒ просто возвыситься. Власть как таковая, представляется мне, Шафрани­ку была не очень интересна... Мне казалось, он скучает по отрасли».

Юрий Неёлов, с 1994 по 2010 годы ‒ глава админи­страции, губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа, сейчас ‒ сенатор:

«Много с Юрием Кон­стантиновичем поездили, когда привлекали иностранный капитал, много переговоров вели. Конкретные дела. Никогда от него не слышал слова «нет». Министр ТЭКа всегда поддерживал, что помогало решать на Ямале многие вопросы социально-экономического развития. Что в характере вызывает уважение? Никогда не повышает голоса. Интеллигентен. Хорошо знает свою работу... Благодаря ему в пра­вительственных актах появилось свежее, актуальное...»

Александр Филипенко, в 1991‒2010 годы ‒ губерна­тор Ханты-Мансийского автономного округа, с 2010-го ‒ аудитор Счётной Палаты РФ:

«...Наши отношения ни­когда не искажались и не менялись, ведь именно я в своё время предложил Шафра­нику, тогдашнему министру ТЭКа, пред­ставлять наш округ в Совете Федерации... Ведь значительная часть его жизни прошла в Югре, он состоялся у нас как руководи­тель, прошёл Нижневартовск, Лангепас, потом уж заманили Тюмень и Москва».

А это оценка члена-корреспондента, академика РАН, экономиста Виктора Ивантера:

«Чем интересен Шафраник? Тог­да люди, которые взялись руководить страной, в сво­ей жизни и кошкой-то в доме не командовали. Он ‒ человек, по­нимавший, как устроена экономика Совет­ского Союза. Не фантазёр. Хорошо видел и понимал больные, тяжёлые проблемы. Появлялся шанс. Не разрушая, такие по­лучают серьёзный результат...»

ВСТРЕЧА нефтяника и учёного со­стоялась в начале 90-х. Шафраник тогда решительно заявил, что добы­ча, по его оценкам, упадёт с 600 миллионов тонн до 300. На что Виктор Викторович ответил: «Вы сбросите добычу до трёхсот миллионов тонн, а я страну закрою».

Юрий Шафраник оказался прав: добычу ополовинили и страну «опрокинули». Драма. Дальнейшая стратегическая задача состояла в том, чтобы сохранить в тяжёлой ситуации нефтяную промышленность. Мы благодар­ны Виктору Степановичу Черномырдину не только за его искромётные афоризмы, ведь прежде всего он сохранил Газпром, не дал его разворовать, растащить, тем самым сохранил экономические скрепы страны. Свой вклад в сохранение нефтяной про­мышленности как стратегической отрасли внёс Юрий Константинович Шафраник. Отрасль существует. Слабые люди в этой отрасли не держатся... Шафраник оказался ещё и эффективным политиком. Это факт. По результату...»

Большинство монологов в этой книге вос­принимаются как благодарное приношение, уважение к человеку, умеющему в любых обстоятельствах оставаться государствен­ником, профессионалом высшей пробы, самоотверженно преданным делу. Анатолий Омельчук, работая над сериа­лом «Времена Шафраника», встречался с руководителями нефтегазовой отрасли, ря­довыми промысловиками. Рэму Ивановичу Вяхиреву, скончавшемуся совсем недавно, задал простой вопрос: «Нефть и газ тю­менского Севера ‒ это удача России?» В ответ услышал: «Это, наверное, для России ‒ главное счастье».

Интервью с Рэмом Ивановичем Вяхире­вым, более двадцати лет возглавлявшим РАО «Газпром», писатель завершает лирической нотой: «У каждого человека, наверняка, есть свои святые для него места».

Шафраник принадлежит к поколению, ко­торое позволяло себе дарить, как пелось в тогдашней песне, города на память.

Его «город на память» ‒ сегодняшний краса­вец Лангепас. Гендиректор «Лангепаснефтегаза», он принял его в «пелёнках чертежей» и в глухомани сделал всё, чтобы здесь появился современный уютный город... Как бы хотелось продолжить воспомина­ния, рассказы, монологи ‒ всё, что сделало книгу о нашем выдающемся земляке прав­дивой, искренней, оптимистичной. Конечно же, в первую очередь она адресо­вана труженикам нефтяного Севера, для них она ‒ сама жизнь, гуща событий, радости и схватки, мужественное преодоление труд­ностей, надежда, вера в светлое завтра. Мне думается, многие молодые люди, про­читав эту книгу, не захотят работать охран­никами в банках, в магазинах за прилавком и пойдут по жизни совсем другой дорогой... Дороги их дедов и отцов ‒ как бурно текущие реки... Разве они должны обрываться? А напоследок порадуемся выходу в свет повести о настоящем человеке под названи­ем «Времена Шафраника». Книга учит нас любить и ценить Жизнь и утверждает в мысли: пока есть на земле великие работя­ги, умные головы, честные профессионалы, любящие Родину, родителей, семью, на­дёжные верные сибиряки, Россия останется навсегда сильной и несокрушимой!

Журнал «Сибирское богатство», №5, 2013 г.