На главную

 

Россия оборачивается на восток

Vostok.jpg

Большинство причин замедления экономического роста России носят внутренний характер. Это отметил в своем послании Федеральному Собранию президент Владимир Путин. Сходные выводы могли сделать и участники семинара «Рынок металлов и сырья: тенденции и перспективы», который провело в Москве агентство ThomsonReuters.

Открывая мероприятие, редактор новостей товарного рынка ThomsonReuters Александр Ершов отметил, что хотя официально Россия стремится к внедрению высоких технологий и, в частности, активно реализует такой проект, как «Сколково», экономика по-прежнему живет за счет сырья. После нефтегазовой значительную долю в российском экспорте занимают горнорудная и металлургическая отрасли.

Главный аналитик департамента стратегического планирования ЕВРАЗа Кирилл Жиляев начал свой прогноз с оценки макроэкономической ситуации в РФ. Даже по официальной статистике, подчеркнул он, рост российской экономики в текущем году замедлился «до неприличных значений… РФ вступила в рецессию». Причиной тому, полагает он, является не мировой кризис, а падение инвестиций в основной капитал.

Промышленный сектор непрерывно падает с IV квартала 2012 года. Ситуацию усугубляет политика Центрального банка России, который продолжает бороться с инфляцией вместо того, чтобы стимулировать экономический рост. Из-за общей ситуации на внешних рынках в текущем году сократилась прибыльность экспорта газа и металлов. Отток капитала из страны в этом году прогнозируется в размере 60 млрд долларов. Сообщение: «Никто не ожидает сильного падения экономики РФ в 2014 году» оказалось единственным оптимистичным заявлением главного аналитика ЕВРАЗа.

Вывод Кирилла Жиляева: «Необходима существенная корректировка экономической политики. Без этого не выйти из тупика». Пока же единственной положительной мерой является стабилизация тарифов естественных монополий на 2014 год. Впрочем, для роста промышленности, по его мнению, надо заморозить тарифы еще на 3-4 года.

Не порадовал и обзор, представленный специалистом ThomsonReuters Дианой Асановой. В качестве одной из оценок перспектив сырьевых отраслей она привела тезис советника президента РФ академика РАН Сергея Глазьева о наступлении очередного кондратьевского цикла, основной чертой которого будет господство нового технологического уклада. Следствием такого изменения мировой экономики будет конец роста цен на сырье. Вывод: «Расширение производственной базы сырья неактуально».

Может быть, все это и так, но средства, полученные от продажи сырьевых товаров, по-прежнему остаются одной из основных доходных статей российского бюджета. А прорывные технологии в российской экономике в большинстве случаев никак не могут перейти из сферы призывов в практическую плоскость. Поэтому оставлять без внимания сырьевые отрасли по меньшей мере преждевременно. Кстати, они не меньше, чем другие, нуждаются и в инновациях, и в высоких технологиях.

На протяжении многих лет горняки говорят о необходимости хотя бы поддержания достигнутого уровня добычи и, соответственно, переработки сырья. Заметим, что эта тема была одной из центральных на V Всероссийском съезде горнопромышленников. Уже во вступительном слове председатель Высшего горного совета Юрий Шафраник подчеркнул, что сырьевая база по нефти, газу и большинству твердых полезных ископаемых постоянно сокращается. При этом компании не могут увеличить расходы на проведение геологоразведочных работ (ГРР) не только из-за экономического кризиса, но и из-за неблагоприятной законодательной базы и чрезмерно усложненного государственного регулирования. Для простого воспроизводства ресурсов, например нефти и газа, считает Юрий Шафраник, необходимо бурить в 2‒2,5 раза больше. Однако стоимость бурения только одной скважины может составлять несколько миллионов долларов. Сегодня ведение ГРР требует значительных капиталовложений, а риски постоянно увеличиваются. И в этой связи есть целый комплекс вопросов к законодательной и исполнительной власти.

Особенно насущным, по мнению председателя Высшего горного совета, является развитие минерально-сырьевого комплекса (МСК) Восточной Сибири и Дальнего Востока, поскольку кроме чисто экономических и социальных функций он призван выполнить и ответственную государственно-политическую задачу – укрепить территориальную целостность России. Тем более что подъем Сибири и Дальнего Востока президент Владимир Путин определил в качестве нашего национального приоритета на весь XXI век.