На главную

 

Россия ̶ Ирак: стратегическое сотрудничество в XXI веке

11 декабря в Москве под руководством председателя Делового совета по сотрудничеству с Ираком Ю.К. Шафраника состоялось заседание международного Круглого стола на тему «Россия ̶ Ирак: стратегическое сотрудничество в XXI веке»

В Москве во вторник, 11 декабря, состоялся Круглый стол «Россия ̶ Ирак: стратегическое сотрудничество в XXI веке», в котором приняли участие представители российского и иракского бизнеса, а также сотрудники профильных министерств двух стран. Это первое мероприятие такого рода после свержения режима Саддама Хусейна и оккупации Ирака в 2003 году.

Прошедший Круглый стол можно считать сенсацией уже по факту его проведения. Как будто и не было четырех лет войны и разговоров о том, что Россия потеряла Ирак навсегда.

«Американцы не для того пришли в Ирак, чтобы делиться, можно забыть о наших контрактах в этой стране», ̶ такие фразы с начала войны в Ираке можно было услышать в России от бизнесменов, политиков и политологов, дипломатов и журналистов. Сегодня эти пессимистические настроения постепенно уступают дорогу прагматизму, что и продемонстрировал прошедший Круглый стол.

Столько ссылок на историю советско-иракских (российско-иракских) отношений из уст иракцев, а тем более официальных лиц, в России не слышали уже давно. Складывалось ощущение, что новые иракские власти вместе со свержением режима Саддама Хусейна полностью перечеркнули все прошлое. Оказалось, что это не так, ничто не забыто ̶ ни поддержка Советского Союза после революции 1958 года, ни многочисленные объекты, построенные советскими специалистами, ни выделение стипендий иракским студентам, ни помощь в период международных санкций в 1990-е гг.

«Россия, а до этого СССР, всегда занимала достойную позицию во всех международных делах, касающихся Ирака», ̶ подчеркнул генеральный директор энергетических проектов Мухаммед Фаузи аль Галеб. А замминистра торговли Ирака Суеба Махмуд Наср Аддин добавила, что между странами не существует политических проблем, и накопленный опыт позволяет возобновить сотрудничество в новом качестве. И тут же представила ряд областей, где это можно реализовать.

Прежде всего, речь идет об инвестициях в иракскую экономику, в том числе в проекты по развитию железнодорожной сети, подготовке кадров, обмене опытом по проведению экономических реформ и преодолению препятствий на пути к ВТО, содействии в урегулировании проблемы иракского долга России и другим странам. Кроме того, замминистра заявила о возможности использования российской донорской помощи в сферах электроэнергетики и здравоохранения.

С российской стороны замглавы МИД Александр Салтанов подчеркнул, что нужно использовать имеющийся хороший задел и не начинать работу с «чистого листа». «Российские компании, которые ранее сотрудничали с Ираком, имеют определенные конкурентные преимущества ̶ у них есть данные геологоразведки, выполненные с учетом требования иракских заказчиков, технико-экономическое обоснование и другие наработки, которые позволят минимизировать издержки», ̶ отметил он.

В первую очередь Салтанов подразумевал контракт Лукойла на разработку месторождения «Западная Курна-2», заключенный на условиях СРП еще в 1997 году. Его реализация не была начата из-за международных санкций, а в 2002 иракцы заявили, что соглашение расторгнуто по причине невыполнения россиянами условий контракта. Российская компания была намерена оспорить это решение, но война смешала все планы. Ситуация не улучшилась и после падения режима Саддама Хусейна. Новые власти Ирака объявили все старые контракты аннулированными. Сегодня они предлагают Лукойлу участие в тендере по Западной Курне. Вариант, скажем прямо, обидный, хотя и оставляющий шанс на участие в проекте.

В аналогичной подвешенной ситуации находятся и другие компании. Пусть не у всех дело дошло до подписания контракта, а ограничилось лишь меморандумами о намерениях, однако многие успели вложить деньги в разработку проекта. Среди них и возглавляемая председателем Делового совета по сотрудничеству с Ираком Юрием Шафраником компания «Союзнефтегаз». До начала войны компания успела составить ТЭО по освоению месторождения «Рафидейн».

Несмотря на возможные потери уже разработанных проектов, российские компании не отчаиваются. Лукойл по просьбе иракского правительства и в надежде на новые контракты подготовил на безвозмездной основе проект документации по реконструкции систем обводненности скважин на месторождении «Южная Румейла», в процессе работа над проектной документацией по оценке запасов месторождения «Северная Румейла». Существуют и другие проекты, и не только у Лукойла.

Однако, как отметил только что вернувшийся из Ирака Юрий Шафраник, «двум странам необходимо как можно скорее перейти от обсуждения конкретных проектов к конкретным делам». Хотя, по его словам, в последние полгода произошли существенные подвижки в двусторонних отношениях.

Этим летом в Москву приезжал министр нефти Хусейн аш Шахрастани, осенью ̶ глава МИД Хошияр Зибари. В центре внимания обоих визитов были вопросы экономические. В конце декабря планируется заседание Межправительственной комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству. Предыдущее было еще при Саддаме, в 2002 году. На заседании предстоит обсудить многие проблемы, в том числе и старые контракты, и практическую реализацию намерений о списании долга Ирака. Никто не ждет, что все вопросы решатся быстро. Тем не менее, Межправкомиссия должна активизировать деловые контакты.

Круглый стол, прошедший в Москве, продемонстрировал, что обе страны могут возобновить экономическое сотрудничество с той точки, в которой остановились в 2003 году. Последние несколько лет до иракской войны стали периодом надежд для российского бизнеса, подписывались контракты и меморандумы о сотрудничестве на будущее, на тот момент, когда будут сняты санкции с Ирака. В первую очередь речь идет о нефтегазовой сфере. Россияне вкладывали деньги в разработку проектов и ждали. Однако никаких гарантий, что ожидания себя оправдают, никто не давал.

В Ирак шли потому, что считали ̶ потом, после снятия санкций, будет поздно. Сегодня ситуация аналогичная ̶ политическая неопределенность, отсутствие четкой законодательной базы, угроза безопасности. Однако, если не обсуждать конкретные проекты сейчас, а что-то не начинать уже реализовывать ̶ опередят другие страны. Впервые за четыре года заметно: шанс есть. И какими бы не были будущие проекты, очевидно ̶ ни Россия, ни Ирак не хотят потерять друг друга.

Мария Аппакова, обозреватель РИА Новости