На главную

 

Россия ‒ Ирак: продолжение диалога

BAR_zani.jpg

Президент регионального правительства Иракского Курдистана Масуд Барзани (на снимке), премьер-министр Нечирван Барзани и министр природных ресурсов Ашти Хаврами встретились с российской делегацией, «чтобы упрочить двусторонние связи».

В составе делегации были специальный представитель Президента РФ по Ближнему Востоку, заместитель министра иностранных дел РФ Михаил Богданов, председатель Совета Союза нефтегазопромышленников России, руководитель Делового совета по сотрудничеству с Ираком Юрий Шафраник и генеральный консул РФ в Курдистане Валерий Поспелов.

«Провинция Курдистан открыла ворота для иностранных инвесторов, ‒ заявил в ходе встречи Н. Барзани. ‒ Мы поддерживаем деятельность российских компаний в провинции».

Итоги этой поездки и переговоров прокомментировал ИТАР-ТАСС Юрий Шафраник.

‒ Юрий Константинович, состоявшуюся встречу можно считать прорывной в отношениях с Курдистаном и в целом с Ираком?

‒ Её правильнее считать закономерным следствием очень взвешенной и последовательной позиции, занимаемой руководством нашей страны вне зависимости от развития событий в Ираке. Ведь насколько острой была ситуация при смене режима, а Россия и тогда, и все последующие годы действовала во благо Ирака, избегая любой разбалансировки политических сил страны. Тем самым тоже способствовала формированию среди них компромиссных, консолидирующих настроений и действий. В итоге там дважды состоялись выборы, и за сложнейшие восемь месяцев все-таки появилось коалиционное правительство.

Конечно, горячие головы, которые есть и в политике и в бизнесе, ждали от России «более решительных» заявлений и действий. Однако и при смене режима, и в период обретения Ираком нового статуса отношений различных конфессиональных, этнических, племенных и региональных интересов наиболее верной была именно та позиция, которую занимало руководство России и, разумеется, ее внешнеполитическое ведомство. Не случайно на фоне затянувшейся «арабской весны» в других государствах у Ирака хотя и нет абсолютных гарантий, но уже есть база (я имею в виду прежде всего правительство Нури аль-Малики), которая позволяет надеяться, что иракцы быстрее всех переболеют разрушительным социально-политическим недугом и выйдут на более цивилизованный, светский путь развития страны…

Подчеркивая политическую позицию руководства России, нельзя не сказать о его роли в укреплении экономических отношений двух стран. Очевидно, например, что внедрению наших компаний в энергетический сектор экономики Ирака значительно способствовали встречи президента Владимира Путина с премьер-министром Нури аль-Малики, а также проходившие в Москве дискуссии за Круглым столом Делового совета по сотрудничеству с Ираком, в которых принимали участие Нури аль-Малики, министр иностранных дел Хошияр Зибари, министр электроэнергетики Карим Вахид, заместитель министра иностранных дел и посол в России Абдель Карим Хашим Мостафа и другие высокопоставленные представители министерств и ведомств республики.

‒ Однако наши компании там находятся не на первых ролях…

‒ Если вы имеете в виду какую-либо дискриминацию, о чем меня часто спрашивают, то я еще раз возвращаюсь к тому, что руководством России и её внешнеполитическим ведомством созданы в Ираке условия, в которых дискриминации наших компаний я не видел и не вижу. Им предоставлены вполне равные возможности. Конечно, у разных политических сил страны не может быть абсолютно одинакового отношения к нам, но все они выражают пожелание, чтобы российский бизнес проявлял больше активности.

‒ Насколько известно, у властей Курдистана немало разногласий с Багдадом. Как они выходят из положения, реализуя свои экономические замыслы?

‒ Во-первых, конституцией Ирака Курдистану предоставлена изрядная автономия. Во-вторых, местные власти многого достигли, развивая собственные политические институты, систему управления регионом, стратегию его экономического развития. Что касается разногласий… Багдад и Эрбиль (столица Курдистана ‒ ред.) сильно отличаются, например, в подходе к разработке месторождений, к заключению сервисных контрактов, к созданию особых условий для инвесторов. Хватает и других сложностей. Поэтому члены Делового совета по сотрудничеству с Ираком и Союза нефтегазопромышленников России самым тщательным образом прорабатывали возможность выхода на состоявшийся контакт, советовались с руководством МИДа. В конце концов, сообразуясь с общей обстановкой в Ираке, подготовили и обеспечили эту, можно сказать, знаковую поездку. Ведь в Багдаде и Эрбиле к ней было приковано самое пристальное внимание.

‒ Вы довольны результатами визита?

‒ Они показывают, прежде всего, что нами сделан выверенный и своевременный шаг. При этом нельзя не выразить огромную благодарность руководству МИДа за поддержку самой идеи поездки делегации, действовавшей от имени всего энергетического сообщества России.

‒ Как известно, в Ираке «прописались» ЛУКойл, Газпром нефть (причем не без участия Союза нефтегазопромышленников и Делового совета). Не так давно заявку на участие в тендерах подали Роснефть и Башнефть. А кто стал первопроходцем непосредственно в Курдистане?

‒ Точнее, не стал, а становится. Это опять-таки Газпром нефть. Компания начала активно завязывать контакты и вести переговоры в Эрбиле. Кстати, на всех встречах с руководством региона и другими должностными лицами Михаил Леонидович Богданов и представители Союза нефтегазопромышленников подчеркивали, что Газпром нефть ‒ именно как первопроходец ‒ нуждается в широкой политической и общественной поддержке. И она была твердо обещана.

‒ Как планируется развитие дальнейших контактов в ближайшее время?

‒ Важно отметить, что после проездки в Курдистан Деловой совет проинформировал руководство Ирака о содержании и результатах визита. И уже известно о приглашении Нури аль-Малики ‒ на государственном уровне ‒ посетить Россию в этом году. К его приезду готовят свои предложения и представители отечественного бизнеса, чтобы визит имел наряду с политическим как можно больший экономический результат.

Деловой совет и Союз нефтегазопромышленников готовят и ожидают в этом году визиты министров природно-энергетической сферы Ирака и регионального правительства Иракского Курдистана. В рамках официальной программы Петербургского международного экономического Форума под эгидой ТПП РФ и МИД РФ 21 июня планируется «Бизнес-Диалог: Россия ‒ Арабский мир», пройдет обсуждение текущих актуальных вопросов и тенденций в российско-арабском торгово-экономическом взаимодействии. Причем продолжение этого диалога планируется в Москве, где 25 июня будет проведен Круглый стол «Россия и Ирак: взаимодействие и стратегическое сотрудничество в новых геополитических реалиях арабского мира». Кроме того, сейчас прорабатывается программа совместных осенних мероприятий, включая поездки руководителей наших компаний в Ирак.