На главную

 

Первый ОМОН новой России

IMG_9456-233x350.jpg
IMG_9384-233x350.jpg

1 сентября – 20 лет Тюменскому отряду милиции особого назначения

Девяностые годы двадцатого века стали переломным моментом в истории России. В атмосфере, близкой к хаосу, многое пришлось начинать с нуля. В то время произошло немало событий, оказавших, как выяснилось позже, значительное влияние на страну в целом и Тюменскую область в частности. Одно из них – перебазирование Рижского ОМОНа в Тюмень.

О том, как это происходило, о традициях омоновцев и многом другом рассказали первый командир Тюменского ОМОНа полковник милиции в отставке Валерий Бровкин и его преемник на этой должности полковник полиции Олег Сидорчик.

– Давайте вспомним историю, вернемся в 1991 год. Становление новой страны проходило вместе с формированием различных гражданских институтов. В тех событиях принимал непосредственное участие и Рижский ОМОН. Как произошел перевод его в Тюмень?

Валерий Бровкин:

– Решение о передислоцировании приняли на самом высоком уровне. На 12 самолетах военно-транспортной авиации Ил-76 126 человек с техникой и имуществом начали поэтапно перевозить в Тюмень. Многие сильно волновались, ведь летели в неизвестность. 1 сентября 1991 года прибыли в аэропорт Рощино. Как сейчас помню, было утро, в городе моросил дождь, дети шли в школу.

Олег Сидорчик:

– Обустраиваться на новом месте было непросто, Западная Сибирь в то время сильно отличалась от Прибалтики. Приятно удивило радушие сибиряков.

– Можно встретить информацию, согласно которой бойцов Рижского ОМОНа в Латвии собирались арестовать…

Валерий Бровкин:

– Арестовать бойцов столь мощного подразделения, как Рижский ОМОН, было бы проблематично. Если бы латвийские власти попытались решить вопрос силой, могло пролиться много крови.

– С какими трудностями пришлось столкнуться сразу после передислоцирования?

Валерий Бровкин:

– Во-первых, необходимо было разместить достаточно большое количество людей. Возникли трудности с базой, сначала выделили небольшое здание (дежурная часть, два кабинета, комната отдыха), в котором весь персонал поместиться, конечно же, не мог. Не было гаража для техники (42 единицы).

– Наверняка есть люди, сыгравшие в становлении Тюменского ОМОНа особую роль. Назовите их имена.

Валерий Бровкин:

– Если говорить о представителях администрации, то это Геннадий Райков, Юрий Шафраник, Степан Киричук. По линии МВД очень помогли Вениамин Башарин, Элек Пахомов, Валерий Кучашев, Валерий Роженцев, Владимир Лавров, Виталий Лукин.

Олег Сидорчик:

– Нужно отметить, что руководство региона до сих пор оказывает серьезную поддержку. Бойцов оснащают всем необходимым. Когда приезжаем на Северный Кавказ, отряды из других регионов нам завидуют.

– Стала ли для омоновцев-рижан Тюмень новым домом? Поначалу многие ехали сюда только переждать трудные времена.

Валерий Бровкин:

– Безусловно. Те, кто остался служить в отряде, обзавелись семьями, растят на Тюменской земле детей.

– Девяностые – неспокойное время, на силовые структуры в этот период легла большая нагрузка. Чем запомнились те годы?

Олег Сидорчик:

– Происходящие в стране события многие воспринимали как вседозволенность. Появилось много людей, которые хотели быстро и незаконно разбогатеть. Активизировались национальные лидеры. Правоохранительные органы не справлялись с уровнем преступности и экстремизма. Именно поэтому возникла необходимость в отрядах милиции особого назначения.

В то время работы было очень много. Более лояльные мягкие методы воспринимались как слабость. Поэтому подчас приходилось действовать жестко. Стоял вопрос: либо они, либо мы.

– Всегда ли оправданно принятие жестких мер?

Валерий Бровкин:

– С моей точки зрения, да. Главная задача силовых подразделений – подавить сопротивление того, кто пытается перешагнуть закон. Приходится сталкиваться с проявлением крайней агрессии и простым убеждением не обойтись. Чтобы избежать большого пожара, его необходимо пресечь в зачатке. Перед преступником нельзя проявлять слабость.

– Расскажите об основных функциях ОМОНа.

Олег Сидорчик:

– Основные функции ОМОНа: охрана правопорядка в общественных местах и в ходе массовых мероприятий, пресечение массовых беспорядков, участие в контртеррористических операциях. В случае введения закона о чрезвычайном положении – обеспечение его соблюдения.

Кроме того, в обязанности входит пресечение групповых нарушений общественного порядка, массовых беспорядков, террористических актов и экстремистских проявлений. Участвуем в проведении контртеррористических операций по локализации незаконных вооруженных и бандитских формирований, террористических и диверсионно-разведывательных групп, вооруженных преступников, в том числе путем их обезвреживания при вооруженном сопротивлении.

– Какие изменения произошли в деятельности ОМОНа после принятия Закона «О полиции»?

Олег Сидорчик:

– Название поменялось – стали отрядом особого назначения. Задачи остались прежними.

– Тюменская область обладает ресурсами, необходимыми для развития всей страны. Это накладывает отпечаток и на деятельность правоохранительных органов. В чем, с вашей точки зрения, основные отличия Тюменского ОМОНа?

Валерий Бровкин:

– Главная особенность – отношение к подразделению руководства региона. Достаточно большие средства потрачены на оборудование базы и оснащение техникой, чтобы бойцы могли тренироваться и достойно нести службу. Пристальное внимание уделяется социальной политике. В обязательном порядке оказывается помощь семьям погибших сотрудников. Другая особенность Тюменского ОМОНа – в нем служат сибиряки. Люди спокойные, уверенные в себе, твердо знающие, к чему стремятся. На сибиряков надеется страна.

– Обычно говорят, что омоновцы парни крепкие. И это действительно так. Боец ОМОНа – это… Продолжите.

Олег Сидорчик:

– Человек с духовным стержнем, крепкий физически, который служит по призванию.

– Многие молодые люди, отслужившие в армии, готовы продолжить карьеру в силовых структурах, в том числе в спецподразделениях. Если говорить об ОМОНе, какие требования предъявляются к кандидатам?

Олег Сидорчик:

– Сначала молодой человек проходит собеседование, спрашиваем, почему решил служить в ОМОНе, уверен ли, что готов к такой работе. Затем кандидат сдает всевозможные психологические тесты и зачеты по физической подготовке. После этого проходит военно-врачебную комиссию: состояние здоровья должно соответствовать первой группе предназначения. Кроме того, в обязательном порядке его проверяют на наличие судимости.

Нужно отметить, что некоторые молодые люди, не сумев, например, подтянуться необходимое количество раз, сдаются. Если же парень выкладывается по полной, борется до последнего, значит, у него есть внутренний стержень и его примут на службу. Уже через месяц, занимаясь на базе, он достигает необходимой физической формы. С начала года собеседование прошли 83 человека, из них приняли 12. Однако уточню, потенциальных кандидатов это не должно пугать. Ничего сверхъестественного не требуем. Бойцы нам нужны.

– Каким образом вводите в курс дела новичков?

Олег Сидорчик:

– За каждым поступившим на службу закрепляется наставник, который занимается с ним. По окончании подготовки стажеры сдают зачеты. По их результатам раз в квартал лучших наставников премируем.

– Бойцы Тюменского ОМОНа выезжают в служебные командировки на Северный Кавказ. Всего их состоялось 46. Расскажите об этом подробнее.

Олег Сидорчик:

– Первая командировка состоялась в 1993 году в Северную Осетию. Сильное впечатление произвело село Чермен – руины с обгоревшими полуразрушенными домами. Жили в Назрани в палаточном городке. К 10 утра палатка накалялась от солнца так, что внутри невозможно было находиться. Еду готовили на костре. В общем, романтики хватало.

Когда началась чеченская кампания, все изменилось, стало намного труднее, старые командировки вспоминались с ностальгией. Сейчас ситуация спокойнее. Есть определенное место, где базируемся во время служебных командировок на протяжении семи лет. Благодаря материальной поддержке правительства Тюменской области оно хорошо оборудовано.

– Крупные спортивные события нередко заканчиваются потасовками, которые устраивают болельщики. Особенно остро вопрос стоит в крупных городах. Тюменские омоновцы сталкиваются с подобной проблемой?

Олег Сидорчик:

– К счастью, в Тюмени такой проблемы нет. Регион в этом отношении спокойный и благополучный. С болельщиками постоянно ведут разъяснительную работу.

Валерий Бровкин:

– Люди знают, что если начнутся беспорядки – отпор будет жестким. Думаю, многих это сдерживает. До недавнего времени проблемы возникали во время проведения таких мероприятий, как День города. Собиралось большое количество человек, продажа спиртного не ограничивалась, из-за этого возникали недоразумения. Однако все вовремя пресекалось.

– В каких случаях чаще всего задействуют бойцов отряда в Тюмени?

Олег Сидорчик:

– В случае проведения любого массового мероприятия бойцы отряда находятся в полной боевой готовности. В этом году личный состав участвовал при проведении 149 мероприятий.

– Бойцы обмениваются опытом с коллегами из других регионов?

Олег Сидорчик:

– Раз в два года проводятся встречи с руководством МВД и совместные учения. Отрабатываются вопросы служебной деятельности: действия в случае массовых беспорядков, отражение нападения на колонну, освобождение заложников и другие.

Валерий Бровкин:

– Командиры ОМОНов из других регионов хорошо знакомы друг с другом, часто созваниваются, обмениваются опытом. Кроме того, проходят спортивные соревнования по прикладным дисциплинам, например, рукопашному бою и кудо.

– У бойцов Тюменского ОМОНа существуют суеверия, традиции?

Валерий Бровкин:

– В горячих точках перед выходом на боевое задание никогда не фотографировались. Это считалось дурной приметой.

– Служба в отряде милиции особого назначения не из простых. В свободное время сотрудники предпочитают активный отдых или более спокойный?

Олег Сидорчик:

– Зависит от человека. Интересы у всех разные: одни в свободное время отправляются на рыбалку или охоту, другие занимаются спортом, третьи посвящают отдых чтению и посещению концертов.

Валерий Бровкин:

– Если отдых, то активный, если праздник, то спортивный (смеется). Многие бойцы родом из деревень и, если выдается выходной, отправляются домой помогать по хозяйству.

– А как проводите свободное время вы?

Валерий Бровкин:

– Все свободное время посвящаю семье.

Олег Сидорчик:

– Уйти с работы в шесть вечера, как правило, не удается, поэтому на отдых остается не так много. Если удается выкроить свободное время, предпочитаю посещать театральные постановки и рок-концерты.

– Ваши пожелания коллегам в знаменательный день.

Валерий Бровкин:

– Хочу поблагодарить всех, с кем довелось побывать на войне, служить в составе Тюменского отряда милиции особого назначения. Желаю успехов, здоровья, благополучия! Никогда не забывайте о годах, отданных службе, помните погибших товарищей.

Олег Сидорчик:

– Присоединяясь к словам Валерия Александровича, хочу сказать большое спасибо нашим женам за огромное терпение. Омоновские жены – лучшие в мире! Всем бойцам крепчайшего здоровья и семейного благополучия!