На главную

 

Перспективы развития ТЭК

tpp.jpg

20 октября в рамках первой Московской международной финансовой недели «Мосинтерфин-2011» в ТПП РФ прошла тематическая сессия «Перспективы развития ТЭК России и международные финансы».

В заседании приняли участие: вице-президент ТПП РФ Александр Захаров, президент Союза нефтегазопромышленников Геннадий Шмаль, руководитель департамента региональных программ Комитета поддержки реформ президента России Тальия Усманова, представители исполнительной власти, министерств и ведомств, финансово-инвестиционных компаний, профильных научных институтов.

Заседание открыл и вёл председатель Совета Союза нефтегазопромышленников, глава Комитета ТПП РФ по энергетической стратегии и развитию ТЭК Юрий Шафраник. В своём выступлении он отметил, что топливно-энергетический комплекс России является базой бюджета, финансовой системы, энергетической стабильности на евразийском континенте.

Юрий Шафраник считает, что финансовые ресурсы, полученные от продажи топливно-энергетических ресурсов, следует научиться правильно использовать. Только при этом условии выйдет из обращения популярный в СМИ тезис о том, что зависимость бюджета России от топливно-энергетической составляющей является «проклятьем страны». Комплексное развитие ТЭК способно оказывать самое благотворное влияние на социально-экономическое развитие, убеждён Юрий Шафраник.

При том, что за последние годы добыча нефти выросла на 40 процентов, экспорт – почти в 2 раза, цена – в 6 раз, затраты на добычу увеличились весьма незначительно, отметил он. В дальнейшем внутреннее потребление нефти будет «съедать» экспортные поставки, но цена продукта не поднимется выше, чем 110 долларов за баррель, считает Юрий Шафраник. Это означает, что свободных ресурсов в бюджете станет меньше, и к этому надо быть готовым уже сегодня. Нефтедобыче предстоит выйти в новые районы с целью их комплексного освоения – то есть, и газа, и конденсата, и нефти, и гелия, поскольку открытые на рубеже 1980–1990-х гг. месторождения являются в большинстве своём именно комплексными. Западным партнёрам, заявил Юрий Шафраник, и можно, и нужно отдавать право добычи ресурсов на российских месторождениях, однако со сдачей им в аренду сервисного рынка российского ТЭК спешить не стоит.

Также не стоит спасть за счёт средств, полученных от продажи ресурсов, финансовый рынок, которым в России охвачен всего 1 процент населения, в отличие от США (80 процентов). Помощь следует оказывать реальному сектору экономики, скупая, прежде всего, активы, и создавать условия для инвестиционной деятельности. Они пока, по мнению Юрия Шафраника, оставляют желать лучшего. При огромном потенциале рынка ТЭК уровень представляемых инвестиционных проектов весьма низок, и главной причиной этого является низкая квалификация российских специалистов, занятых их подготовкой, в том числе банковских, отметил Юрий Шафраник. Главной задачей отечественного ТЭК, по его словам, должно стать удержание лидерских позиций на континенте и уровня добычи, а также повышение рентабельности производства.

Оптимистично прозвучало выступление заместителя министра энергетики РФ Анатолия Яновского. Он заметил, что впервые с конца советского периода российской истории в стране сложилась система подготовки перспективных документов по развитию газовых, нефтяных и угольных месторождений, электроэнергетики. Успехи нормативной базы, по мнению Анатолия Яновского, делают возможным участие российских компаний в глобальных процессах мировой экономики, освоение запасов Венесуэлы (на сегодня – крупнейших в мире), Вьетнама и Африки. Российские компании, под контролем которых находятся разведанные запасы зарубежных стран, фактически становятся транснациональными, констатировал Анатолий Яновский.

По сути, сегодня созданы новые условия для добычи топливно-энергетических ресурсов. Российским компаниям предстоит переместить добычу в Восточную Сибирь и на морской шельф, и здесь невозможно обойтись без опыта иностранных компаний с их технологиями. С целью улучшения взаимодействия российских и западных партнёров на территории страны предполагается создать сеть инжиниринговых центров, деятельность которых будет направлена на детальную технологическую проработку новых проектов по добыче и транспортировке топливно-энергетических ресурсов. Это направление сейчас активно разрабатывается, отметил Анатолий Яновский. В целом, по его мнению, на перспективы отрасли можно смотреть с уверенным оптимизмом.

Председатель подкомитета по моторному топливу Комитета ТПП РФ по энергетической стратегии и развитию ТЭК Наталья Шуляр в своей презентации заметила, что основным инструментом манипулирования мировым нефтяным рынком является информационное воздействие, основанное на преувеличении рисков, связанных с нестабильностью мировой политической и экономической обстановки. Для реализации этой задачи создана целая линейка институтов, непосредственно влияющих на нефтяные цены. Источники информации для этих институтов далеко не всегда заслуживают доверия, и поэтому качество прогнозов, основанных на неполных, недостоверных, а зачастую и подтасованных данных, оставляет желать лучшего. На этом фоне российские консалтинговые агентства, располагающие качественной информацией о нефтяном рынке РФ, почти не цитируются первыми лицами России, а западные ценовые агентства практически безнадзорно внедряются на российский рынок.

Большинство автолюбителей в 2011 году, по данным опроса компании ИнфоТЭК, считают цены на бензин недопустимо высокими и выступают, как следствие, за ввод их государственного регулирования. Первоочередные меры по нормализации ситуации на внешнем рынке, по мнению Натальи Шуляр, могут быть следующими: нужно сформулировать и реализовать систему мер, позволяющую надежно прогнозировать динамику цен на важнейшие экспортируемые товары, обеспечив более весомое участие и влияние российских структур на процесс ценообразования на глобальном рынке. Также следует консолидировать страны СНГ (Россия, Казахстан, Белоруссия на первом этапе) и Евразии (далее – Китай) в деле создания Евразийского международного энергетического агентства для повышения роли стран СНГ на мировом нефтяном рынке и достоверности статистических показателей работы нефтегазовых комплексов указанных стран, постепенно повысить роль и статус Российской биржи по торговле углеводородами на мировом рынке, а в перспективе перейти к торговле углеводородами на экспорт за рубли.

Что касается развития внутреннего рынка, то, по мнению Натальи Шуляр, следует разработать комплекс законодательных мер, предусматривающих повышение прозрачности информации о производственных и ценовых показателях деятельности предприятий ТЭК, в частности, внести изменения в №282-ФЗ от 29.11.07 «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации», а также подготовить Федеральный закон «О раскрытии информации в области оптовой и розничной торговли автомобильными топливами в РФ» и обязать переработчиков нефти оперативно публиковать на своих сайтах в Интернете или через специально созданный единый сайт открытого доступа информацию об оптовых ценах продаж автомобильных топлив с НПЗ и ценах розничной реализации через АЗС.

Было бы крайне полезным также разработать и внести в Государственную Думу ФС РФ поправки во вторую часть Налогового кодекса об изменении формулы расчета НДПИ для нефти, потребляемой на внутреннем рынке, поднять статус российских консалтинговых и ценовых агентств, добиться цитирования их выводов первыми лицами государства и руководителями НК. Необходимы широкомасштабное продвижение отечественных прогностических разработок, использование средних котировок нефти ИнфоТЭКа (совместно с Интерфакс-АНИ) в качестве объективных, официально признанных российских маркеров рынка.

При Министерстве энергетики РФ, продолжила Наталья Шуляр, нужно создать экспертно-аналитический совет по вопросам обеспечения автомобильными топливами внутреннего рынка России из представителей министерств, крупнейших компаний-поставщиков, крупнейших потребителей и ведущих российских информационных агентств и консультационных компаний, профессиональных союзов и ассоциаций и заключить соглашения с ними об информационно-технологическом взаимодействии, а Министерству образования РФ совместно с РГУ им. Губкина создать учебную специальность «нефтегазовая аналитика».

Выработанные в результате работы секции предложения будут внесены в итоговую резолюцию и направлены в органы исполнительной и законодательной власти.