На главную

 

Нефтяной дождь над Уватом

0_200c9_f0eb5854_XL.jpg

В текущем году на уватской земле добудут 6 млн тонн нефти. И это только начало. Со временем южнотюменские недра смогут давать по 10 млн тонн ежегодно.

Нулевая активность

Накануне Дня нефтяника губернатор Владимир Якушев и исполнительный директор ТНК-ВР Герман Хан подвели промежуточные итоги реализации Уватского проекта и обсудили ближайшие перспективы. Это далеко не последняя встреча на высшем уровне. Ведь в декабре ТНК-Уват собирается праздновать 10-летний юбилей. Герман Хан вспомнил, как в 2001-м они создавали предприятие для концентрации доброй дюжины разрозненных лицензионных участков на тюменском юге.

Долгие годы активность на большинстве участков, по признанию Германа Хана, была нулевой. Ведь о какой-либо рентабельности подобных вложений в тех условиях говорить не приходилось. Прежде чем начать качать южнотюменскую нефть, предстояло среди нехоженой тайги выстроить всю инфраструктуру, по сути, утопив в уватских болотах многие миллиарды рублей.

Предсказуемая непредсказуемость

Вообще-то об Увате заговорили еще в 1940-е, когда за Уралом начали искать большую нефть. Но на фоне фонтанов Усть-Балыка и Самотлора о нем просто забыли. Ведь тюменский юг существенно отличался от Среднего Приобья непредсказуемостью геологического устройства залежей и труднодоступностью запасов.

Вспомнили об Увате лишь на закате СССР. В 1990-м Новосибирскгеология открыла Кальчу, получив на разведочной скважине №61 нефтяной фонтан – 16 кубов в сутки. Освоением этого непростого месторождения с трудноизвлекаемыми запасами занялось только созданное Юрием Вершининым на обломках всесильного некогда Главтюменнефтегаза научно-производственное объединение «Тюменнефтегаз». Можно долго рассказывать о нелегкой судьбе Кальчи – о созданном на паритетном начале с канадцами СП «Тура Петролеум», о динамичном начале разработки первенца и о последовавшей после приватизации Тюменской нефтяной компании борьбе – на грани фола! – за лицензию.

Как бы то ни было, победителей в нашей стране не судят. Сегодня Кальча стала основой для реализации Уватского проекта.

Столько Работы Попусту

Уватский проект получил официальное признание летом 1996-го. Распоряжением федерального правительства его включили в целевую программу «Топливо и энергия», рассчитанную до 2000 года. Одним из основных разработчиков и лоббистов Уватского проекта выступал первый тюменский губернатор, а затем министр топлива и энергетики России, председатель Совета директоров Тюменской нефтяной компании Юрий Шафраник.

По заказу ТНК Сибирский НИИ нефтяной промышленности и Сибирский научно-аналитический центр провели экспертную оценку перспективных уровней добычи нефти по всему Уватскому проекту. Даже самый пессимистический вариант расчетов показал возможность достижения максимума добычи – 3,8 млн тонн нефти в год – за десять лет. Вместе с тем экономисты еще раз подтвердили нерентабельность разработки данного проекта при существующей налоговой системе. Поэтому ставку сделали на раздел продукции, когда взамен налогов государство получает заранее оговоренную часть добытой нефти.

Несмотря на все разговоры о СРП, соглашение о разделе продукции нефтяникам, вздумавшим разрабатывать нерентабельные месторождения, заключить так и не удалось. Герман Хан предложил даже свой вариант расшифровки аббревиатуры – «Столько Работы Попусту».

Поддержать Кальчу

Ситуация изменилась лишь в 2003-м, когда тюменский губернатор Сергей Собянин подписал с Германом Ханом пару инвестиционных соглашений. Первое предусматривало «вовлечение в разработку трудноизвлекаемых запасов углеводородов на истощенных месторождениях Тюменской области», а второе – «обеспечение развития нефтедобывающего комплекса в Тюменской области путем вовлечения в разработку запасов углеводородов в Уватском районе и внедрения новых технологий». Договаривающиеся стороны взяли на себя нешуточные взаимные обязательства. Правительство области ввело для инвестора весьма льготный режим налогообложения, а нефтяники, создав в Уватском районе так называемый центр прибыли, приступили к материализации Уватского проекта.

С тех пор Владимир Якушев, заменивший Сергея Собянина на посту губернатора, и Герман Хан не раз пролонгировали то поистине историческое соглашение. За прошедшие семь лет Уватский район преобразился. На подмогу Кальче, которая преодолела уже пик своей добычи, пришли Урненское, Усть-Тегусское и Тямкинское месторождения. С января следующего года заговорит Южно-Петъегское месторождение. Всего ТНК-ВР принадлежат в Уватском районе 12 лицензионных участков с запасами 1,2 млрд тонн нефти. На этих участках уже выявлено 29 месторождений. А геологическое изучение продолжается. В ближайшие три года, по словам генерального директора компании «ТНК-Уват» Юрия Масалкина, здесь может быть открыто еще 30–40 месторождений с запасами нефти от 3 до 15 млн тонн каждое.

Жемчужное ожерелье

Как заметил Юрий Масалкин, плотность запасов в Уватском районе настолько низка, что даже с учетом существующих преференций ввод многих месторождений заведомо нерентабелен. «Но мы смогли понять, как правильно структурировать проект, как подходить к развитию уватского региона, и это я считаю одним из главных наших достижений», – с гордостью заявил нефтяник.

Компания целенаправленно формирует центры освоения, насаживая небольшие месторождения словно жемчуг на одну нитку. Уже сформированы три таких центра – Западный, Центральный, Восточный. Возможно, появится и четвертый – Протазановский.

Самый «старый» и наиболее обустроенный – Западный, тяготеющий к Кальче. В основе Центрального – Тямкинское месторождение, введенное в эксплуатацию пару лет тому назад. В 2010-м здесь добыли 93 тыс. тонн, в этом рассчитывают уже на 280 тыс. тонн. И, наконец, самый дальний, но наиболее мощный – Восточный центр освоения, включающий Урненское и Усть-Тегусское месторождения. За прошлый год он дал 3,8 млн тонн нефти, нынче обещает 4,9 миллиона. Пиковыми для Восточного узла станут 7,5 млн тонн в год.

По весне на Усть-Тегусе торжественно запустили первую в Уватском районе газотурбинную электростанцию мощностью 20 мегаватт. Тем самым убили сразу двух зайцев: обеспечили промыслы собственной энергией и утилизировали большую часть сгоравшего доселе в факелах попутного нефтяного газа. В ближайшие годы мощность станции за счет дополнительных агрегатов возрастет втрое, что позволит утилизировать уже 90–95% попутного газа. К слову, газопоршневую электростанцию задумали поставить и на Кальче, решив тем самым всю ту же двоякую задачу. Одновременно приходится распутывать клубок логистических проблем. Через год грозят завершить строительство автодороги от Усть-Тегуса до Тайлаковского месторождения, откуда идет прямая дорога на Нижневартовск.

В ТНК-ВР заверяют: Уватский проект будет развиваться по нарастающей минимум до 2025 года за счет разбуривания существующих и ввода новых месторождений. Затем еще четверть века будет продолжаться добыча. По мере появления технологий, позволяющих вовлекать в разработку нерентабельные ныне запасы, временные границы проекта могут сдвигаться на десятки лет в будущее.

Прибавка в бюджет

Инвестиции в разведку и добычу на юге Тюменской области неуклонно растут. Если за первоначальный период – с 2004 по 2009 год – ТНК-ВР инвестировала 75,482 млрд рублей, то в прошлом году вложения достигли 18,713 млрд рублей, а в нынешнем вплотную приблизятся к 20 миллиардам. В следующем году Герман Хан обещает прибавку на 25–30%. Растет и добыча! За первые шесть лет с момента подписания соглашения удалось добыть 10 млн тонн, в минувшем году из недр извлекли 5 млн тонн, а до конца этого года добудут 6 миллионов.

Соответственно увеличиваются налоговые отчисления. Только по итогам 2010 года ТНК-ВР перечислила в областной и местные бюджеты 21,989 млрд рублей, в 2011-м планирует перевести 26,824 миллиарда. Весьма неплохая прибавка для региональной казны! Особенно если учесть, что на здравоохранение и образование в текущем году из областного бюджета направят немногим большую сумму.

Нефтяники страну кормят

Владимир Якушев особо выделил еще один немаловажный момент. ТНК-ВР создала на юге региона почти тысячу рабочих мест. А каждый нефтяник обеспечивает работой по крайней мере полтора десятка человек в смежных отраслях, в том числе и наших машиностроителей.

– Еще пять-шесть лет назад диалога между товаропроизводителями и нефтяниками не получалось, – заметил Владимир Якушев. – Производители жаловались на нефтяников, те пеняли на низкое качество предлагаемой продукции. Как известно, золотую середину найти очень сложно, но нам это удалось. Общими усилиями мы выстроили действительно взаимовыгодные отношения. Встречи между заказчиками и подрядчиками стали регулярными и проходят теперь более спокойно, претензии стали обоснованными, а ответы – квалифицированными. Созданы даже конфликтные комиссии по взаимодействию с поставщиками. В результате за эти годы ТНК-ВР кратно нарастила закупки у тюменских предприятий. Счет идет на многие миллиарды рублей!

Доволен сотрудничеством и Герман Хан. «Для нас очень важно понимать, что реализация проекта проходит конструктивно, – пояснил исполнительный директор ТНК-ВР. – А все проблемы, которые наверняка возникают, разрешаются в рабочем порядке».

Андрей Фатеев