На главную

 

Налоговые путы нефтепромысла

1jack-gerard.jpg

По мере приближения 23 ноября – окончания срока работы Объединенного специального комитета Конгресса США по сокращению дефицита федерального бюджета – обостряется полемика между сторонниками радикального сокращения расходов федерального правительства (сейчас более 20% ВВП) и сторонниками увеличения налогообложения. Первые (в основном это республиканцы) выступают исключительно за радикальное сокращение расходов. Не на 1,2 триллиона долларов, как предложил президент Обама, а на 1,5 или даже на 4 триллиона в течение следующих 10 лет. Вторые (исключительно демократы) предлагают для сбалансирования федерального бюджета не только сократить его расходы, но и повысить налоги на богатых (годовой доход свыше 200 тыс. долларов на человека или 250 тыс. долларов на семью) и увеличить госрасходы на инфраструктуру, образование и т.д. в качестве средства оживления внутреннего спроса.

2 ноября ряд конгрессменов-демократов направили в Объединенный комитет также предложение увеличить налогообложение нефтегазовой отрасли путем отмены излишних, с их точки зрения, льгот.

Это предложение вызвало возмущение представителей отрасли. В минувший понедельник о начале специальной рекламной кампании объявил президент Американского института нефти (American Petroleum Institute – API)* Джэк Джерард (Jack Gerard)[на снимке]. Он призвал конгрессменов – членов Суперкомитета (так в обиходе называют Объединенный специальный комитет конгресса) сосредоточиться на мерах по созданию рабочих мест и увеличению доходов федерального правительства, а не на увеличении налогообложения.

Президент объединения американских нефтегазопромышленников подчеркнул, что его отрасль является одной из немногих, которая в период рецессии продолжала создавать рабочие места и ежедневно генерирует только в федеральный бюджет 86 млн долл. доходов. В 2010 г. нефтегазовые компании вложили в экономику США более 470 млрд долл. – свыше половины суммы, выделенной федеральным правительством на стимулирование экономики. Эффективная налоговая ставка на компании отрасли в 2010 г. составила в среднем 41,1% по сравнению с 26,5% в среднем по промышленным компаниям, входящим в индекс S&P Industrials.

По данным недавно проведенного исследования консалтинговой компании Wood Mackenzie, благоприятные условия для развития нефтегазовой промышленности позволят в ближайшие 4 года генерировать 36 млрд долл. доходов, создать 1 млн рабочих мест в течение ближайших 7 лет и к 2030 г. выплатить в федеральный бюджет целых 800 млрд долл. в виде лицензионных платежей, роялти и налогов.Выводпрезидента объединения нефтегазопромышленников США: поощрение развития отрасли является одной из важнейших частей решения той проблемы, которой занимается Суперкомитет конгресса. Напротив, увеличение налогообложения нефтегазовых предприятий в долгосрочном плане приведет к сокращению доходов федерального правительства из-за сокращения добычи и увеличения зависимости от импорта энергоресурсов. «Мы готовы внести свой вклад, – заявил Дж. Джерард, – и конструктивно сотрудничать с конгрессменами в поиске вариантов справедливого налогообложения всех предприятий при сохранении их конкурентоспособности». В свою очередь, президент Американского совета геологоразведки и добычи (the American Exploration & Production Council – AXPC) Брюс Томпсон (V. Bruce Thompson) заявил, что «это огульный подход – избавиться от всего, что связано с нефтью и газом, а там хоть трава не расти. Члены нашей организации ежегодно на бурение скважин тратят 95–110% своего потока наличности, и если увеличить их налогообложение, то количество пробуриваемых скважин в США резко сократится».

Эти заявления и первая реакция на них политиков из обеих партий дают основания надеяться, что в конечном итоге восторжествует линия на стимулирование создания рабочих мест и новых предприятий, а не на усиление фискальной нагрузки на них…

Тут уместно взглянуть, что в это время происходит у нас. По данным Юрия Шафраника, бывшего главы Минтопэнерго, руководившего в 1990-е годы реформированием энергетических отраслей страны, поступления от наших нефтегазовых компаний составляют более 50% бюджета РФ. И благодаря этому над нашим государством угроза банкротства пока не висит. Правда, известная консалтинговая компания Ernst&Young в аналитическом отчете о перспективах развития нефтедобычи предрекает, что при текущем налоговом режиме добыча нефти в России опустится ниже 450 миллионов тонн уже к 2015 году, а еще через 15 лет упадет до 300 миллионов тонн в год.

«Дополнительные налоги, – говорит председатель Совета Союза нефтегазопромышленников России Юрий Шафраник, – конечно, не способствуют развитию. Мы за дифференциацию налоговой нагрузки. Есть масса месторождений, которым, чтобы они работали, надо давать льготы. Впереди – трудноизвлекаемые запасы, а это другой налоговый подход, изменение финансовой политики».

Как отмечалось в начале этого года в Торгово-промышленной палате РФ на Круглом столе по теме: «Налогообложение в нефтяной отрасли: взгляд государства, производителя и потребителя», с 2002 года были приняты временные меры по изменению порядка налогообложения нефтедобычи. Введен налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и таможенные пошлины на нефть, что позволило увеличить поступления в бюджет. С 2012 года решением Правительства РФ базовая ставка для НДПИ в отношении нефти повышается с 419 руб. до 446 руб., а с 2013года – до 479 рублей. Отменяются нулевые ставки вывозных пошлин на восточносибирскую нефть. Предполагается сокращение периода действия льготных ставок по отдельным месторождениям. Предусматривается ежегодная индексация ставок акцизов на нефтепродукты.

Введённые расчеты по формуле НДПИ и шкала возросших пошлин привели к изменению экономической сущности ресурсных платежей, усилению фискальной составляющей и, соответственно, уменьшению стимулирующей роли налогов. Это обусловило снижение эффективности нефтяной отрасли, вывело за черту рентабельной работы ряд месторождений и примерно пятую часть эксплуатационного фонда скважин в целом по стране, а также привело к сужению налогооблагаемой базы.

…И хотя заботы Джэка Джерарда и его коллег не столь тяжки, как заботы российских нефтепромышленников, можно надеяться, что конгрессмены поддержат отраслевых лоббистов. Ну, а у наших депутатов заботы совсем другие.

*Американский институт нефти (API) представляет интересы более 480 нефтегазовых компаний, которые поставляют основную часть энергоресурсов, обеспечивают 9,2 млн рабочих мест и с 2000 года вложили более 2 трлн долл. в развитие добычи всех видов энергоресурсов.