На главную

 

Мнение Ю.К. Шафраника в обзоре «Налоговые разногласия»

Помощник президента Аркадий Дворкович не поддерживает предложения ФАС по снижению акцизов на бензин в случае, если цена на нефть будет превышать 90 долларов за баррель.

«Более логично, я думаю, нужно корректировать формулу НДПИ, а не снижать акцизы. В том числе потому, что акцизы идут в региональные бюджеты, а НДПИ полностью в федеральный бюджет», – заявил он, комментируя инициативу Федеральной антимонопольной службы. Помощник президента отметил, что «нам не нужно еще больше централизовывать налоговые сборы, нам нужно больше децентрализовывать их».

Напомним, что ФАС предложила внести ряд поправок в Налоговый кодекс. В ведомстве считают, что в связи с существенным ростом цен на автомобильное топливо необходимо установить повышенные экспортные пошлины на все виды бензина до уровня 0,9 от пошлины на нефть. Кроме того, ФАС предлагает снизить налоговую нагрузку для потребителей автомобильного топлива в период повышения мировых цен на нефть выше чем до 90 долларов за баррель за счет снижения размера ставок акцизов, установленных на автомобильный бензин и дизельное топливо. Предлагается также отказаться от дальнейшего ступенчатого повышения акцизов на автомобильное топливо в 2012 и 2013 годах, ограничившись индексацией акцизов с темпом инфляции с коэффициентом 0,9.

Правительство на совещании в конце апреля поручило Минфину и Минэнерго проработать вопрос снижения или НДПИ, или акцизов на топливо для замещения выпадающих доходов нефтяных компаний. По словам Аркадия Дворковича, эти вопросы сейчас еще обсуждаются, и окончательных решений не принято.

В текущем году акциз на бензин 3-го класса составляет 5672 рубля за тонну. В 2012 году акциз предлагалось повысить на 30%, до 7382 рублей, в 2013 году – на 24%, до 9151 рубля, в 2014 году – на 10%, до 10 066 рублей за тонну.

В свою очередь, председатель Совета Союза нефтегазопромышленников России Юрий Шафраник считает, что в целом по России маловероятен значительный рост цен на топливо, но при этом не исключено увеличение стоимости бензина в отдельных регионах в силу местной специфики. «Не считаю, что это возможно», – сказал Шафраник журналистам, отвечая на вопрос о возможности роста цен на топливо в стране. «В отдельных регионах возможны еще скачки цены. Государство должно спросить с губернаторов», – отметил он.

По словам Шафраника, в ряде регионов администрации губернаторов не владеют ситуацией со снабжением топливом, отсутствует мониторинг объемов запаса топлива и поставок на АЗС. Также глава Союза нефтегазопромышленников отметил, что организация мониторинга на федеральном уровне недостаточна. Он назвал достаточными меры, принимаемые правительством для сдерживания роста цен на топливо. По его словам, на рынке отсутствует сговор между нефтекомпаниями, хотя при этом отметил, что общая политика, проводимая нефтекомпаниями на рынке, внесла вклад в рост цен на топливо.

Ведущий эксперт Инжиниринговой компании «2К» Сергей Воскресенский считает, что, с одной стороны, Аркадий Дворкович прав и необходима децентрализация налогов. «Это позволит регионам получить больше экономической самостоятельности, снизит их зависимость от центра, позволит самостоятельно работать над повышением эффективности экономики региона, – говорит аналитик. – С другой стороны, НДПИ – это налог на всю добываемую нефть, тогда как акциз относится только к переработке. Очевидно, что для регулировки топливного рынка необходимо корректировать именно акцизы. Изменение НДПИ будет касаться не только нефтепродуктов, но и сырой нефти».

Воскресенский считает, что для справедливой корректировки формулы НДПИ, в зависимости от цен на нефть, фактически придется либо полностью изменить систему налогообложения отрасли, либо существенно усложнить существующее налогообложение отрасли.

«Предложение ФАС по снижению топливных акцизов приведет к получению дополнительных прибылей нефтяными компаниями и прямого влияния на снижение цен не окажет, – говорит ведущий консультант компании «Финэкспертиза» Дмитрий Ширяев. – Хотя предложение Аркадия Дворковича в части корректировки не акцизов, а НДПИ тоже представляет собой элемент косвенного регулирования, именно линия на сохранение доходной базы регионов (и так не избалованных налоговыми доходами), а не федерального центра представляется правильной. Проблема дефицита ГСМ и роста цен на них является федеральной, и решение ее за счет снижения поступлений в региональные бюджеты может породить новые проблемы, требующие решения».

Григорий Бирг, аналитик «Инвесткафе», тоже склонен согласиться со словами помощника президента в том, что децентрализация налоговых сборов полезна для развития экономик федеральных субъектов. «Но хочется отметить, что вопрос налогообложения отрасли должен рассматриваться комплексно, учитывая долгосрочные планы по развитию нефтегазовой индустрии, а не быть сиюминутной реакцией на временную разбалансировку на рынке ГСМ», – добавляет он.

«Господин Дворкович размышляет с точки зрения наполнения бюджетов субъектов РФ, вполне обоснованно переживая о выпадающих доходах регионов, в то время как федеральный бюджет в меньшей степени подвержен негативному влиянию подобных действий, – говорит Роман Беседовский, управляющий фондом «Финам Нефтегаз». – При этом ФАС, видимо, помня о январском всплеске цен на топливо после повышения акцизов с 1 января 2011 года, считает целесообразной корректировку именно их – во избежание очередного обострения на топливном рынке. Но, на мой взгляд, все же вероятен сценарий изменения формулы НДПИ».

По мнению аналитика, поначалу правительство пыталось «назначить» крайними нефтяников, затем – чиновников на местах, которые допустили негативное развитие событий на внутреннем рынке нефтепродуктов в отдельных субъектах. «Однако, на мой взгляд, эта проблема носит комплексный характер, и возникла она по причине совокупности ряда неблагоприятных факторов, – считает аналитик. – Можно, скорее, сказать, что в бензиновом кризисе виноваты не только местные власти, но и федеральные, а также, конечно же, нефтяные компании и конъюнктура на мировых рынках в целом. Думаю, федеральный центр не столько пытается найти крайнего, сколько старается действительно разобраться в ситуации с целью недопущения повторения кризисной ситуации на топливном рынке».

Статьи на тему: «Финансовая система России»

Между спросом и выпуском, к счастью, существует «подушка» запасов материальных оборотных средств. Грамотное управление запасами позволяет демпфировать кризисы и готовиться к новому оживлению

Коррупционный аппарат власти, неэффективная бюджетная сфера, слабая конкуренция, чрезмерная централизация федеральных полномочий – с таким «богатством» Россия вошла в очередную фазу экономического цикла. Чтобы построить новую модель экономики, придется в первую очередь преодолеть эти вызовы.