На главную

 

Каспий: нефть против осетра?

Nefteplatforma.jpg

В конце января Гринпис опубликовал доклад «Точка невозврата», в котором собрана информация о 14 промышленных проектах по всему миру, которые экологи сочли наиболее опасными. В их числе ‒ расширение добычи нефти и газа на шельфе Каспийского моря, к чему непосредственное отношение имеет British Petroleum. Напомним, что информация о загрязнении Каспия со стороны BP появляется не впервые. В 2010 г. нашумевший сетевой проект Wikileaks в серии утечек опубликовал дипломатическую переписку и ряд документов, в которых утверждалось, что на буровых платформах BP в Каспийском море произошел ряд довольно серьезных инцидентов в 2008 и 2009 годах.

В октябре 2012 года департамент защиты окружающей среды Министерства экологии и природных ресурсов Азербайджана наложил штрафы на компанию за нарушения в процессе добычи нефти и газа. По сообщению министерства, мониторинг, проведённый в 2011 году, выявил, что BP не обеспечила должной утилизации бурового шлама, промышленных и коммунально-хозяйственных стоков при проведении работ на блоке нефтяных месторождений Азери-Чыраг-Гюнешли и газоконденсатном месторождении Шах-Дениз, где компания является техническим оператором. В итоге за 2010 год ей начислен штраф в размере 593,948 тыс. манатов (около 755 тыс. долларов) и 46,583 тыс. манатов (около 60 тыс. долларов) за 2011 год. Размер штрафа за 2002‒2009 годы обсуждается.

А уже в этом году заместитель руководителя ведомства по охране окружающей среды Ирана Абдолреза Карбаси заявил, что BP ведет добычу нефти в Каспийском море с многочисленными нарушениями и нанесла серьезный ущерб акватории региона. По мнению иранской стороны, BP якобы сбрасывала нефтяные отходы на поверхности моря, вместо того чтобы хоронить их (закачивать в скважины) на большой глубине. «В последний раз, четыре месяца назад, нам пришлось очищать берега Ирана от нескольких крупных пятен нефти. Их общая масса составила 25 тонн», – заявил иранский чиновник. А представители ведомства сообщили, что готовят ряд исков для подачи в международные судебные органы на транснациональную корпорацию BP.

Карбаси также подчеркнул, что в результате усиленного нефтяного загрязнения крупнейшего озера в мире особых надежд на выживание флоры и фауны Каспийского моря не остается. Понять беспокойство чиновника не трудно. Каспий ‒ это не Мексиканский залив, где 20 апреля 2010 года на нефтяной скважине BP произошла самая крупная в этом веке авария. Мексиканский залив все-таки сообщается с Атлантическим океаном, а Каспий ‒ уникальное озеро-море, в котором обитает более 80 процентов мировой популяции осетровых. (Между прочим, по данным информагентства Mehran News, в 2008 году Иран экспортировал 7 тонн черной икры. А в 2012 году иранское Министерства сельского хозяйства, по данным информагентства IRNA, планировало добычу всего одной тонны деликатеса.) К сожалению, доходы от черной икры (её даже в 2008 году Иран экспортировал всего на 22 миллиона долларов) несопоставимы с доходами от углеводородов.

Добывать нефть и газ на шельфе, конечно, не перестанут. Но совершенно очевидно, что необходимо резкое повышении технической, технологической и профессиональной надежности исполнителей и операторов проектов. Поэтому целесообразно, например, создать международные группы, комиссии для проведения экспертиз используемого оборудования и технологий. «Однако такие группы должны создаваться именно прикаспийскими государствами, ‒ считает глава Комитета Торгово-промышленной палаты РФ по энергетической стратегии и развитию ТЭК Юрий Шафраник. ‒ Можно понять стремление экспертов европейских стран по окружающей среде поучаствовать в судьбе каспийского региона, однако решать, каким образом снижать риск разливов нефти на Каспии, оценивать там состояние окружающей среды и договариваться о сохранности биоресурсов моря ‒ дело сугубо пяти прикаспийских стран. В этом суть действительно международного подхода к решению экологических и экономических проблем региона».