На главную

 

Какие законы нужны горнопрому

31 октября 2008 года состоялось очередное совместное заседание Комитета по энергетической стратегии и развитию ТЭК Торгово-промышленной палаты РФ и Высшего горного совета НП «Горнопромышленники России». Рассматривалась проблема совершенствования законодательства в интересах развития геологоразведки и горнодобывающей промышленности. В этой публикации приводятся краткие высказывания участников обсуждения.

Юрий Шафраник, председатель Высшего горного совета, действительный член Академии горных наук:

– Вопрос совершенствования действующего законодательства приобретает особую актуальность на фоне углубления мирового финансового кризиса. Тем более что всем очевиден спад воспроизводства отечественной минерально-сырьевой базы (МСБ). Образно говоря, мы проели все, что было наработано раньше. А если учесть, что с 2005 года существенно возросли все затраты недропользователей, то вопрос воспроизводства МСБ становится особо острым. Поэтому необходимо срочно отрегулировать и детализировать порядок проведения конкурсов и аукционов, изменения границ горных отводов. Кроме прочего, пробелы в законодательстве снижают инвестиционную привлекательность наших предприятий.

Юрий Малышев, президент НП «Горнопромышленники России», президент Академии горных наук:

– Финансовый кризис уже втянул в свою воронку и горнодобывающие предприятия. Начались сокращения персонала на шахтах, рудниках, металлургических комбинатах. Одновременно компании сокращают свои инвестиционные программы.

Оперативное решение наиболее острых проблем законодательства по природопользованию могло бы стать серьезной антикризисной мерой, так как способствовало бы притоку инвестиций и сохранению рабочих мест, повышению эффективности отрасли. К сожалению, пока большое количество предложений горнопромышленников «зависло» в правительстве и других государственных органах.

В процессе подготовки этого заседания собрано более 500 предложений по совершенствованию Закона «О недрах» и нормативной базы по недропользованию. В первую очередь необходимо поднять статус горного законодательства, закрепить ведущее положение горнопромышленной отрасли в жизни страны.

С учетом пожеланий горняков следует внести целый ряд существенных изменений в Земельный, Лесной и Водный кодексы, уточнить и детализировать процесс лицензирования.

Николай Герасимов, министр промышленности Республики Коми:

– Самая большая беда нашего законодательства – это нестыковка кодексов.

Другая проблема – неравноправное участие регионов в разработке недр. В частности, это проявляется в том, что весь НДПИ уходит «наверх».

Усугубляют бюджетные трудности регионов и попытки вертикально интегрированных компаний увести прибыли с территории, как это позволяет закон о трансфертном ценообразовании. Вот, например, Газпром издал распоряжение об увеличении в три раза ставок за аренду газопроводов для своих дочерних компаний, что привело к потере для бюджета республики нескольких миллиардов рублей.

Валерий Юдин, заместитель начальника Управления геологоразведки, лицензирования и недропользования ОАО «Газпром»:

– По-прежнему добывающие компании тратят неоправданно много времени на оформление лицензий. Каждое ведомство по 2–3 месяца рассматривает заявки, и в результате получение лицензии растягивается на 2–3 года… Более того, условия пользования лицензией часто противоречат действующему законодательству. Следует срочно упростить процедуру согласования.

Василий Усольцев, первый заместитель председателя Комитета Госдумы по проблемам Севера и Дальнего Востока:

– Пока на предприятиях Дальнего Востока не чувствуют антикризисных мер Минфина. Высшему горному совету нужно занять более активную позицию в отстаивании интересов отрасли в правительстве. В первую очередь необходимо наладить оперативный мониторинг состояния предприятий отрасли, которые пока не ощущают никакой реальной поддержки.

В качестве одной из срочных мер надо решить вопрос о сокращении срока возврата НДС, который сейчас составляет 6–8 месяцев и серьезно осложняет финансовое положение горнодобывающих предприятий. Необходимо также дифференцировать НДПИ для предприятий всех секторов отрасли.

Полностью поддерживаю предложение о разработке Горного кодекса. Без совершенствования законодательства путем включения в него максимума норм прямого действия невозможно достичь повышения конкурентоспособности отрасли, что сейчас является вопросом жизни и смерти для многих предприятий.

Юрий Бакулин, сопредседатель Дальневосточного горного совета:

– Мировойфинансовый кризис показал, что судьбу минерально-сырьевого сектора отдали в руки игроков. Издержки золотодобывающих предприятий ежегодно увеличиваются на 50%, в результате с 2002 года число золотодобывающих артелей на Дальнем Востоке сократилось на 200 предприятий.

Отдельную проблему для малых предприятий представляет требование ежегодного утверждения норм потерь. Этот процесс часто занимает до полутора лет и превратился в «мартышкин труд».

Роза Салиева, заведующая лабораторией правовых проблем недропользования и экологии Института проблем недропользования и экологии Академии наук Республики Татарстан:

– Необходимо закрепить в законодательстве критерии определения участков регионального значения, а также передать субъектам федерации право выделения участков недр регионального значения.

Целесообразно разработать и принять закон «О малом предпринимательстве в нефтяной отрасли». Существенные изменения и дополнения целесообразно внести в Налоговый, Земельный и Градостроительный кодексы и закон «О недрах», касающиеся снижения налогового бремени горнодобывающих предприятий, упрощения процедуры предоставления земельных участков для недропользователей и порядка их кадастрового учета, установления специального порядка получения разрешений на строительство сооружений обустройства месторождений нефти и газа.