На главную

 

Инновации и нефтегазовый сервис

Servis.jpg

В Москве проходит совещание по вопросам развития российского нефтесервиса. Участники совещания намерены выработать меры для кардинального улучшения положения в отечественном нефтегазовом сервисе, а также представить предложения о разработке мер поддержки отечественных нефтесервисных компаний, обеспечения их успешной конкуренции на внутреннем и внешнем рынках.

Как сообщили в комитете ТПП РФ, в рабочую группу подготовки совещания вошли президент Союза нефтегазопромышленников России Геннадий Шмаль, заместитель министра энергетики Кирилл Молодцов, и. о. директора департамента по добыче и транспортировке нефти и газа Минэнерго Виктор Антошин и другие.

По мнению председателя Совета Союза нефтегазопромышленников России Юрия Шафраника, уже к 2015 году объем рынка сервисных услуг может достигнуть 30–31 млрд долларов. До кризиса предполагалось, что в 2010 году объем этого рынка дойдет до 25 млрд долларов, но уже в конце 2008 года появилось много прогнозов, предрекавших, что падение составит 50% и более.

В результате экономического кризиса рынок сервиса показал снижение, но не столь большое, как ожидалось. Сервисный рынок «в рублях» просел не более чем на 15%, да и это снижение произошло лишь в некоторых сегментах. Наибольшие потери понесло производство оборудования, которое помимо снижения спроса со стороны своих потребителей испытывает давление со стороны зарубежных поставщиков.

При этом закупки происходят в то время, когда Волгоградский завод буровой техники и Уралмаш разрабатывают и производят более совершенные образцы. Вторыми по уровню сокращения объемов стали геофизика и разведочное бурение. Потери по ним составили 35‒40%.

По данным Юрия Шафраника, из 20 млрд долларов примерно половину «осваивают» либо сервисные подразделения вертикально интегрированных нефтяных компаний, либо их выделенные в «свободное плавание» дочерние структуры. Остальные 10 млрд долларов распределяются так: 6 млрд – это «дочки» западных сервисных компаний – Halliburton, Schlumberger, Baker Hughes и других. И только 4 млрд долларов остается отечественным независимым сервисным компаниям.

Что же мешает развитию российского нефтегазового сервиса? Председатель совета директоров сервисного холдинга ОАО «РУ-Энерджи Групп» Азад Бабаев считает, что это неоправданно заниженные нефтесервисные тарифы в России, которые в пять-семь раз ниже, чем за рубежом. Однако, считает он, положение дел будет меняться в течение года-двух.

Главная проблема российского нефтесервиса – отсутствие государственной поддержки, полагает президент Союза нефтегазопромышленников России Геннадий Шмаль. Необходимость скорейшего решения проблем отечественного нефтегазового сервиса, по его мнению, продиктована, прежде всего, необходимостью возродить отечественное машиностроение, которое могло бы оперативно удовлетворять все потребности нефтегазового комплекса.

Но за последние десятилетия машиностроение только теряло свои производственные мощности и потенциал. По данным Геннадия Шмаля, в середине 80-х годов один Уралмаш выпускал в год 365 комплектов бурового оборудования. В 2011 году тот же завод выпустил всего 25 буровых установок. «В свое время губернатор Ханты-Мансийского автономного округа Наталья Комарова на встрече с президентом РФ поставила вопрос о создании Национальной сервисной компании, – напомнил Геннадий Шмаль. – Уверен, что после создания такой компании отношение государства к отрасли будет совершенно иное».

Однако одной компанией не обойтись. Поэтому гораздо важнее создание и укрепление трех-четырех российских сервисных компаний, но опять же не государственных, а именно национальных, полагает Юрий Шафраник. Под таковыми подразумеваются крупные публичные компании, за спиной которых должен стоять отечественный капитал. И формироваться он должен группой инвесторов, а не одним-двумя частными лицами.

Если создание таких компаний будет поддержано на самом высоком уровне, инвесторы непременно найдутся. При этом контрольный пакет должен принадлежать российскому капиталу, а их партнерами и миноритарными акционерами могут быть и иностранцы.

В развитии ТЭК наступил переломный момент. Анализ показывает, что в ближайшие 8–12 лет добыча в России стабилизируется, а затем может упасть. Изменить эту ситуацию быстро не удастся, потому что в течение 20 лет неудовлетворительно велась геологоразведка. А сокращение экспорта может негативно сказаться на бюджете. К тому же сокращение внутреннего потребления приведет к падению уровня жизни населения.

Темпы роста отечественного ТЭКа прямо зависят от того, как будет развиваться нефтегазовый сервис. Во всем мире именно он определяет будущее добывающих компаний. Яркий пример – США, которые в последние годы благодаря прогрессу в технологиях и оборудовании для нефтегазового сервиса сокращают зависимость от импорта газа и нефти и превращаются в экспортера природного газа. Норвегия за счет продуманной государственной политики падение добычи углеводородов компенсирует ростом экспорта нефтегазового оборудования и услуг.

В России также есть все необходимые условия для того, чтобы использовать потенциал ТЭК и нефтегазового машиностроения для модернизации экономики. Однако тревогу вызывает тот факт, что, по оценке некоторых специалистов, 65% рынка нефтегазового сервиса России принадлежит иностранным компаниям, а крупнейшие госкомпании отрасли – «Газпром» и «Роснефть» – предпочитают зарубежных подрядчиков.