На главную

 

Экспертное мнение Ю.К. Шафраника в «Тюменских известиях»

Есть ли шанс у нефтяной державы?

Нефтяная промышленность Югры определенно больна. Спасти бюджетообразующую отрасль страны поможет только налоговая реформа.

Если бы Югра была независимым государством, то в добыче нефти она уступила бы лишь Саудовской Аравии и Соединенным Штатам. Позади остались бы вся остальная Россия, Иран, Китай, Канада и прочие Кувейты с Ираками. Ну а поскольку Югра является неотъемлемой частью России и отделяться не собирается, то наша страна по праву занимает лидирующие позиции на планете. Соответственно, налоговые поступления от югорских нефтяников формируют львиную долю доходов федерального бюджета, что позволяет экспертам уже который год повторять словно мантру словосочетания о нефтяной игле. Если же посмотреть на окружной бюджет, то он и вовсе на 85% состоит из отчислений нефтяников.

И все бы ничего, только добыча в крупнейшей нефтяной провинции мира начинает падать. Тенденция к снижению наметилась еще в 2003-м. Правда, тогда речь шла о снижении темпов прироста. Но и этих более низких темпов хватало, чтобы компенсировать падение в Поволжье и других старопромышленных регионах. В 2007-м округ вышел на пик добычи — 278,4 миллиона тонн за год. Во многом югорским нефтяникам помогали льготы по налогам на прибыль и имущество, которые все эти годы предоставляло им правительство округа. Как заявляют в Роснефти, частичное освобождение от региональных налогов послужило отличной мотивацией для принятия решений по инвестициям в Приразломное, Малобалыкское и Приобское месторождения. Подобные, не менее яркие, примеры приводят и во всех остальных компаниях. Одновременно власти региона пытались достучаться до федеральных структур, настаивая на разработке и принятии специального налогового режима для базовой отрасли государства.

Озабоченность показателями нефтедобычи в стране первые лица нефтяной провинции высказывали еще осенью 2008-го, когда округ праздновал добычу 9-миллиардной тонны черного золота. Уже тогда говорили, что прогнозных цифр — а в 2010-м Югра должна была добыть 305 миллионов тонн нефти — достичь вряд ли удастся. И причиной тому неповоротливость государства, которое ведет себя словно собака на сене. На протяжении нескольких лет нефтяникам не передавали участки недр из так называемого нераспределенного фонда. А о проведении геологических разведывательных изысканий, которыми долгие годы автономия занималась в одиночку, в столице никто даже не помышлял.

Власти округа оказались правы. В 2010-м Югра не дала стране 305 миллионов тонн. Нефти добыли всего 266 миллионов, потеряв за год 1,7%. А к 2020-му добыча в автономии и вовсе может упасть на треть. Вот и Ernst&Young, опубликовавшее аналитический отчет о перспективах развития нефтедобычи, предрекает, что при текущем налоговом режиме добыча нефти в России опустится ниже 450 миллионов тонн уже к 2015 году, а еще через 15 лет упадет до 300 миллионов тонн в год.

Налоговый режим

На апрельском совещании в Нижневартовске нефтяники дали понять: предотвратить нежелательное развитие событий может только налоговая реформа. Разработка многих месторождений уже сейчас находится на грани операционной рентабельности. Решением проблемы стала бы замена налога на добычу полезных ископаемых налогом на сверхприбыль. Впрочем, принятие подобного решения находится в компетенции федерального правительства. А оно пока особо не спешит экспериментировать с устоявшимися источниками госдоходов. Минфин всячески тормозит введение новой системы, разработанной Минэнерго и подразумевающей для нефтяников тот самый единый налог на дополнительный доход взамен НДПИ и экспортных пошлин.

На этом фоне правительство Натальи Комаровой с 1 января 2012-го планирует значительно урезать региональные льготы по налогам на прибыль и имущество. Подобный шаг может принести в окружную казну свыше 20 миллиардов рублей за год. Соответствующий закон уже принят Думой Югры прошлого созыва. Сегодня нефтяники пытаются отыграть ситуацию вспять. В конце мая вице-президент «ТНК-ВР» Олег Нам, возглавивший комитет по экономической политике, региональному развитию и природопользованию, взял на себя смелость подготовить изменения в закон «О ставках налога на прибыль организаций в части, зачисляемой в бюджет Ханты-Мансийского автономного округа». Речь фактически идет о сохранении действующих в Югре льгот.

Протокол подписали семь депутатов-единороссов: Сергей Великий (Колек-Еганнефть), Сергей Здольник (Роснефть-Юганскнефтегаз), Сергей Кандаков (Сургутгазстрой), Любовь Малышкина (Сургутнефтегаз), Олег Нам (ТНК-ВР), Вячеслав Танкеев (Западно-Сибирская ассоциация строителей), а также профессиональный связист Василий Юрченко. Правда, последний предварительно уточнил у автора: могут ли они инициировать такой закон без согласования с правительством округа?

— Если мы так низко ценим себя, то зачем вообще здесь нужны? — вопросом на вопрос ответил Олег Нам. — Отмена льгот приведет к сокращению инвестиций и, как следствие, к падению добычи. А при падении добычи неизбежно увольнение людей. На совещании Владимир Богданов докладывал Наталье Комаровой о том, что даже при наличии льгот добыча на ряде месторождений убыточна. Но в силу того, что людям надо работать, разработка продолжается в ущерб всему остальному. Нельзя же доводить до этого!

Александр Дыбаль, член правления Газпром нефти, поддерживает коллегу: увеличение поступлений в бюджет округа от налога на прибыль будет кратковременным. При этом отмена льгот почти сразу приведет к сокращению инвестиций в проекты, работающие на грани рентабельности. Многие из них будут свернуты. А это приведет к падению добычи нефти в регионе. Соответственно, будут сокращены объемы работ подрядных организаций, которые, как и нефтяники, платят налоги. Все это неминуемо повлияет на развитие региона. Так что через пару-тройку лет вполне вероятно сокращение налоговых поступлений. Тогда все вместе мы потеряем гораздо больше!

За гранью рентабельности

О негативном влиянии ужесточения налогового режима предупреждает и Эдуард Ахпателов, главный научный консультант окружного научно-аналитического центра рационального недропользования имени Владимира Шпильмана. Ведь средний уровень обводненности продукции добывающих скважин в Югре превышает 87%, а среднесуточный дебит одной скважины едва достигает 11,5 тонны. Разработка многих месторождений уже сегодня ведется на грани рентабельности. Югорская нефть по определению гораздо менее конкурентоспособна, нежели европейская — в силу суперконтинентального расположения округа и его природно-климатических условий. «С отменой льгот, — убежден ученый, — состояние действующего фонда скважин ухудшится. Это, в свою очередь, может привести к сокращению численности работников и доходов югорчан, со всеми вытекающими отсюда социально-экономическими последствиями».

Игорь Шпуров, генеральный директор Западно-Сибирского научно-исследовательского института геологии и геофизики, предлагает не только сохранить существующие налоговые льготы для нефтяных компаний, но и расширить их действие. «Сегодня более половины югорских месторождений не введены в разработку по причине технологической и, соответственно, экономической неэффективности их эксплуатации, — поясняет руководитель федерального государственного унитарного предприятия. — Основная часть запасов углеводородов таких месторождений находится в глубоких горизонтах и низкопродуктивных зонах. Даже при существующих льготах их вовлечение в разработку происходит слишком медленно. Поэтому сейчас нужно думать не о сворачивании льгот, а, наоборот, о целевом налоговом стимулировании разработки трудноизвлекаемых запасов, в первую очередь среднеюрских отложений».

Нефть не ради нефти

«Дополнительные налоги, — рассуждает председатель совета Союза нефтегазопромышленников России Юрий Шафраник, экс-министр топлива и энергетики России, — конечно, не способствуют развитию. Мы за дифференциацию налоговой нагрузки. Есть масса месторождений, которым, чтобы они работали, надо давать льготы. Впереди — трудноизвлекаемые запасы, а это другой налоговый подход, изменение финансовой политики. И государству важно направить усилия на новое направление — перейти от плановых цифр добычи сырой нефти к качественно иному экономико-финансовому и технологическому укладу. Приведу яркий пример: к началу 1990-х добыча нефти в СССР достигла 624 миллионов тонн. Но цены упали, и денег в бюджете не стало. Первая проблема экономики — валютный баланс. Как только Минфин поймет, что валютный баланс надо «связывать», он начнет предлагать для нефтегазового комплекса другую налоговую систему, стимуляцию, дифференциацию налогообложения. Мы ратуем за этот подход, но решение должно принять правительство. У министров хлеб непростой, мы к их работе относимся с уважением. Но выход для экономики, ее разворот именно в этом. И не добыча ради добычи, а пять нефтехимических комплексов от Западной Сибири до Дальнего Востока должны стать нашей главной целью. Эти комплексы не дадут прибыли в ближайшие годы, но дадут технологический прорыв и откроют стране выход на мировой рынок, на котором нас никто сегодня не ждет».

В поиске истины

Правительство Югры, похоже, готово пойти на уступки. «Об изменении своей налоговой политики в отношении нефтяников мы задумались в прошлом году, ожидая серьезных федеральных льгот для предприятий нефтяной отрасли, — признается Александр Ким, первый заместитель губернатора Ханты-Мансийского автономного округа. — Поскольку окружной бюджет статичен и те социальные затраты, которые сегодня несет округ, не позволяют создавать бюджет развития. За счет прекращения предоставления льгот по налогу на прибыль, хотя в общем плане эта цифра не превышает нескольких процентов, мы рассчитывали пополнить доходную часть бюджета округа. К сожалению, на федеральном уровне решение по облегчению налоговой нагрузки нефтяников принято не было. Правительство округа полностью разделяет интересы нефтяников и прекрасно понимает, что отсутствие экономической выгоды добычи нефти неизбежно повлечет за собой закрытие месторождений и, как следствие, высвобождение большого количества людей, возникновение напряженной социальной ситуации в округе. Убыточную деятельность компании вести, разумеется, не будут. Сегодня недобор прибыли компенсируется за счет предоставления региональной льготы по налогу на прибыль. Нельзя сказать, что данная мера оказывает существенное влияние на общее состояние нефтяных компаний, но, тем не менее, такая форма поддержки оказывается».

Наталья Комарова в ближайшее время намерена провести серию консультаций с руководителями нефтяных компаний. «Первая такая встреча у меня состоится с генеральным директором Сургутнефтегаза Владимиром Богдановым, — раскрывает карты глава региона. — До 1 сентября мы примем максимально взвешенное решение».

Впрочем, нефтяники опасаются, что пока на всех уровнях идут консультации, пока заинтересованные стороны обсуждают различные схемы налоговой реформы, уйдет драгоценное время. И с 1 января компании лишатся уже существующих льгот со всеми вытекающими отсюда негативными последствиями. Потому и предлагают правительству округа вернуться к закону, который был принят ранее и пока еще действует. Вернуться хотя бы на переходный период, в течение которого можно будет выработать ту самую систему, которая устроила бы как платящих налоги нефтяников, так и бюджет.

Андрей Фатеев