На главную

 

Баррель извлекут из матрицы

Цена российской нефти в 2014 году составит 82 доллара за баррель, прогнозируют эксперты Международного валютного фонда. У председателя Совета Союза нефтегазопромышленников РФ Юрия Шафраника иное мнение. Он считает, что стоимость мерной бочки через два года может упасть до 60 долларов.

Надо сказать, что и тот и другой вариант Центробанк РФ закладывает в свои прогнозные расчеты экономического развития страны. Как уже писала «РГ», по базовому сценарию ЦБ стоимость нефти ожидается в пределах 75 долларов. По оптимистическому — 90 долларов и по пессимистическому — 60 долларов. При любом варианте в ЦБ надеются на рост экономики. А его динамика будет зависеть в том числе и от цены нефти.

По расчетам экспертов МВФ, стоимость «черного золота» в 2011 году должна как минимум удерживать отметку в 70 долларов за баррель. Другие западные аналитики уверены, что цена на сырье будет расти более стремительно и достигнет к середине года 90 долларов, а к 2012 году — 200 долларов за баррель. Юрий Шафраник с такими прогнозами не согласен. На пресс-конференции в конце прошлой недели он предсказал падение нефтяных цен, ссылаясь на неустойчивость мировой экономики.

Велика вероятность, что в конце или в начале 2011 года произойдет экономический спад, хотя никто не может спрогнозировать это с абсолютной точностью, полагает Юрий Шафраник. Схожей позиции придерживаются и западные экономисты, не исключающие возможности повторного возникновения глобальной рецессии. Однако их подсчеты стоимости «черного золота» заметно выше, чем у российских специалистов. Аналитики Международного энергетического агентства уверены, что даже в условиях сохранения напряженной ситуации на нефтегазовом рынке в 2010 и 2011 годах средняя цена нефти в мире достигнет по меньшей мере 80 долларов за баррель, правда, при условии неизменности годового роста экономик развитых стран хотя бы на 2,7 процента. И хотя МВФ и призывает игроков более взвешенно прогнозировать нефтяные котировки, эксперты рынка конгресса США тоже не сомневаются, что фьючерсы техасской нефти в 2011 году достигнут 84 долларов за баррель.

Такой сценарий вполне бы вписался в экспортную политику российских нефтяных концернов и в прогнозный вариант для бюджета на 2011—2013 годы с заложенной нефтяной «подушкой» в 75 долларов за баррель. Тем не менее, уверен Юрий Шафраник, России следует в кратчайшие сроки пересмотреть подход к добыче и переработке углеводородов и переориентироваться с экспорта сырья на производство собственных продуктов нефтехимии и газохимии высокого передела. По его словам, это позволит увеличить добавленную стоимость в сотни раз и направить необходимые средства на инвестирование отрасли. Кроме того, полагает эксперт, мы обязаны найти стратегических партнеров под строительство современных комплексов переработки, поскольку своих средств на это у нас пока нет. В этой связи правительство могло бы сдвинуть процесс с мертвой точки, начав осуществлять специальные проекты в поддержку подобного производства, уверен специалист.

«Кроме добычи углеводородов, Россия не может сейчас производить ничего конкурентного», — подчеркнул Юрий Шафраник. По его мнению, отрасль является единственной реальной базой и локомотивом для технологической модернизации экономики страны. «Почти никакие кризисы нефтегазовый комплекс не затронули и не затронут», — подчеркнул эксперт.

Кроме того, уверен Юрий Шафраник, в РФ уделяется слишком мало внимания добыче трудноизвлекаемой нефти. До сих пор 95 процентов добываемого в России сырья — это легкая, активная нефть, напомнил журналистам директор Института проблем нефти и газа РАН Анатолий Дмитриевский. «Если мы не откроем новые месторождения такой же нефти и не разработаем технологии для добычи другой нефти — тяжелой, вязкой, то к 2017—2018 годам можно ждать резкого падения добычи: на 80—100 миллионов тонн», — заявил он.

Как объяснил «РГ» российский ученый, несмотря ни на какие прогнозы развития глобальной экономики, увеличение мирового потребления углеводородов будет неизбежно увеличиваться.

Лет через 20, полагает специалист, «фонтанирующая» нефть исчерпается, и у российских компаний остро встанет вопрос по освоению промышленной добычи и производства труднодоизвлекаемого углеводородного топлива. Однако дефицита такого сырья в недрах России нет, уверен Дмитриевский.

Эксперт напомнил, что в одной из труднодоступных частей Оренбургского газоконденсатного месторождения открыт самый крупный за последние 20—25 лет источник нефти. «Это новый вид топлива. И мы его назвали матричной нефтью. Однако способ ее извлечения пока слишком дорог и применим только в лабораторных условиях. Заранее ясно, что рентабельность будет очень высокой, но это принципиально новая нефтегазовая химия для страны», — заявил эксперт. Только при наличии государственной поддержки и инвестиций в сектор со стороны крупных компаний в ближайшие 20 лет промышленная добыча матричной нефти и другие высокотехнологичные производства в РФ станут реальностью, подчеркнул Дмитриевский.

Теймур Абдуллаев