На главную

 

Аналитика neftegaz.ru

Komarova_1.jpg

Губернатор ХМАО Н. Комарова предложила создать единую государственную нефтесервисную корпорацию, которая «должна стать крупным игроком на рынке». Теоретически идея неплохая. Более того, эта идея совпадает с тенденциями нынешнего времени. Возьмите, например, создание Росгеологии.

И здесь неважно, будет ГК успешной или нет. Нефтесервисная компания в одночасье станет мировым «мэйджором» в одном ряду с Schlumberger, Halliburton и другими. Только представьте, какие денежные средства будут проходить через эту компанию!

По разным оценкам рынок нефтесервисных услуг в России оценивается на уровне в 15−17 млрд долл. США. И будет только расти, потому что добыча углеводородного сырья в России производится в основном на зрелых месторождениях, характеризующихся стадией трудноизвлекаемости.

Однако и это не все. ГК Нефтесервис будет «держать в руках» закупки оборудования для ремонта и строительства в области ТЭК, превратившись в этакий ТЭКовский Госплан.

Это и хорошо, и плохо. Высока вероятность подъема национального машиностроения в связи с возможным импортозамещением. Но и коррупцию никто не отменял.

Нужно отметить, что в России доля госсобственности существенно больше необходимой для функционирования страны. И. Шувалов в Давосе прямо говорил о необходимости продажи госсобственности. Причем для того, чтобы продать, нужно создать условия и заинтересовать инвесторов. Его слова подтверждает в интервью РБК премьер Казахстана К. Масимов, по мнению которого Россия еще не исчерпала потенциал для инвесторов. Однако «на кону» не менее 15 млрд долл. США ежегодного оборота.

Это даже для России много. Возьмите стандартный коррупционный % − получается немало.

Попытки создания нефтесервисной госкорпорации были и раньше, но пока безуспешно. Вернее попытки были сделаны по оптимизации нефтесервисной работы в России с учетом импортозамещения.

В ТПП в 2010 г по инициативе Ю. Шафраника был проведен Круглый стол по вопросам нефтесервиса. Предлагались даже смелые идеи о передаче месторождений в разработку иностранным компаниям.

Было решение:

- Обеспечить экспертизу крупных инвестиционных проектов в нефтегазовом комплексе (разработка стратегических месторождений, освоение шельфа, строительство трубопроводов и пр.) на предмет участия в их реализации российских промышленных предприятий. Ввести в каждый проект обязательную норму российского участия для генеральных подрядчиков.

- Обязать Газпром, Транснефть и Роснефть публиковать перечень генеральных подрядчиков по крупным проектам на своих корпоративных сайтах. В соглашения с генеральными подрядчиками вводить пункт об обязательности закупок материально-технических ресурсов на конкурсной основе с публикацией их результатов.

- Обеспечить прозрачность при согласовании в Правительстве РФ инвестиционных программ естественных монополий и проводить экспертизу предстоящих закупок промышленной продукции по импорту.

- Поручить государственным представителям в советах директоров Газпрома, Транснефти и Роснефти сформировать и направить Правительству РФ доклад о потребностях в оборудовании.

- Ввести в государственную статистическую отчетность для хозяйствующих субъектов сведения об экспорте и импорте продукции с высокой добавленной стоимостью, в том числе для нефтегазового комплекса. Это необходимо для получения достоверных данных о закупках, что информационно обеспечит работу по импортозамещению.

- Раскрыть в государственной статистической отчетности укрупненные группы нефтегазового оборудования. Сегодня сложно получить в Росстате информацию о производстве отдельных видов оборудования из-за отсутствия соответствующих кодов.

- Провести инвентаризацию оборудования с указанием степени его морального и физического износа. Результаты довести до российских предприятий с целью концентрации их потенциала на приоритетных направлениях.

- Ограничить режим связанного кредитования российского нефтегазового комплекса со стороны банков Китая.

- Внести поправки в Постановление Правительства РФ от 11 октября 2002 г. №755, уточняющие виды объектов и организаций, чья деятельность связана с обеспечением безопасности Российской Федерации, исключив объекты и организации, связанные с нефтегазовым комплексом.

- Предложить Минэкономразвития России выделить нефтегазовый сервис в отдельный вид деятельности с присвоением Общероссийского классификатора видов экономической деятельности.

- Рекомендовать предприятиям нефтегазового комплекса переходить со своими подрядчиками и поставщиками на долгосрочные договоры.

- Нефтесервисным компаниям закладывать часть прибыли на модернизацию.

- Разработать базовые суточные ставки по основным видам нефтесервисных работ, которые позволяют подрядчику обновлять оборудование. Предусмотреть для данной ставки региональные коэффициенты и ежегодно ее индексировать.

- Рекомендовать нефтяным компаниям пересмотреть методики ценообразования на проектные и строительно-монтажные работы, сложившиеся во время кризиса. Заниженные расценки вымывают с рынка профессиональные компании и приводят на рынок подрядчиков с малоквалифицированным персоналом, зачастую уходящих от уплаты налогов.

- Рекомендовать нефтяным компаниям в обязательном порядке производить предварительное квалифицирование участников тендеров по проектным работам, поставкам оборудования, сервису и строительно-монтажным работам. В качестве требований ввести наличие квалифицированного персонала, производственных мощностей и референций.

- В случае привлечения западных компаний для выполнения проектных работ предусмотреть не менее чем 50-процентное привлечение на субподряд российских проектных организаций (локализация проектных работ).

- С целью повышения прозрачности российского рынка нефтегазового сервиса и машиностроения рекомендовать Газпрому, Транснефти, Роснефти и предприятиям нефтяной отрасли внедрить единый Реестр подрядчиков нефтегазового комплекса.

- Сформировать в Правительственной комиссии по вопросам ТЭК и воспроизводству минерально-сырьевой базы Рабочую группу по вопросам модернизации российского ТЭК.

Эти решения поддержки не нашли. В данном случае, вероятно, будет по-другому.

Идею создания нефтесервисной госкорпорации Н. Комарова озвучила на рабочей встрече с В. Путиным. Ему идея понравилась, и он поручил И. Сечину и Минэнерго РФ «проработать вопрос». Теперь сомнений в том, что ГК Нефтесервис будет создана, нет.

Не так давно, следуя мировым тенденциям, российские ВИНКи выделили из своего состава нефтесервисные подразделения. В ряде компаний этот процесс еще продолжается. Сначала образовался некий вакуум. В Россию устремились зарубежные нефтесервисные компании. Однако время шло, и на рынке появились российские нефтесервисные компании, создавшие достойную конкуренцию зарубежному нефтесервису. А.Джапаридзе одним из первых создал БКЕ, Ф. Любашевский − Интегру. Список можно продолжить компаниями ССК, Генерация и т.д.

А. Джапаридзе − легендарный основатель первой частной сервисной компании «Петроальянс».

Понятен и алгоритм создания. Под лозунгом консолидации, вероятно, всем российским игрокам на нефтесервисном рынке будет сделано предложение, «от которого будет трудно отказаться».

Примечательна причина, по которой Н. Комарова предложила создать ГК Нефтесервис, − это недовольство электората переходом нефтесервиса в руки частных, в том числе иностранных инвесторов, которое, по ее мнению, проявилось на выборах в ХМАО в виде протестного голосования.