На главную

 

Адресовано потомкам

21-350x233.jpg

Тобольский кремль. Дворец наместника, в котором когда-то вершилась судьба героя фильма Анатолия Омельчука и Людмилы Борисовой «Евангелие от Матвея». Необычная и совершенно потрясающая картина о трагической судьбе первого сибирского губернатора князя Матвея Гагарина из рода Рюриковичей взволновала и тронула до глубины души и тонких струн сердца собравшуюся на презентацию публику. Слезы во время презентации на моей памяти впервые!

Зал полон. Собралось более ста человек. Среди гостей мероприятия первый губернатор Тюменской области, председатель Совета Союза нефтегазопромышленников России Юрий Шафраник, профессорский и преподавательский состав Уральского федерального университета и тюменских вузов, представители сферы культуры из Тюмени и Тобольска.

– Душа моя мучилась, – признался Анатолий Омельчук. – Судьбой Гагарина интересовался еще в советское время. Меня мучило, что имя князя Матвея Петровича в царское время практически не вспоминалось. И казнокрад, мошенник, мздоимец, и славный сибирский деятель, и мученик, распятый Петром. Вычеркнут из истории.

Анатолий Омельчук, писатель, исследователь, можно сказать, «следопыт времен», изыскивает и изучает редкие книги, исторические документы, краеведческие и документальные материалы. На такой фундаментальной основе родилась его личностная версия личности Матвея Гагарина как сына своего времени, настоящего державного мужа. Именно при нем Сибирь стала азиатской опорой России. В фильме Омельчука князь Матвей Гагарин не государственный преступник, а великий губернатор, деятельный, честолюбивый, предприимчивый, правящий землей Сибирской от Урала до Аляски с размахом. «Правил страстно – кончил страшно».

Дискуссия о судьбе преданного забвению князя Матвея Гагарина, об исторических эпохах и петровском времени, об истории нашей малой и большой родины, о людях, которые определяли развитие Сибири, стала естественным продолжением показа удивительного фильма «Евангелие от Матвея». Выразительная энергетика картины создала под древними сводами Дворца наместника атмосферу высшей духовной концентрации. Мнение зала: «Омельчук прав. Он мыслит исторически и разглядел в глубинах истории зерно правды».

– Думаю, Гагарина опьянил дух сибирской свободы (в Сибири никогда не было даже крепостного права), – поделился мыслями Юрий Шафраник. – Возможно, в этой вольности он что-то допустил, что оскорбило Петра. Европейская Россия сильно отличается от Сибирской губернии. Вот и в наши дни Москва – это совершенно другой мир.

Юрий Константинович говорит со знанием вопроса: в 38 лет пришел во власть, был избран открытым голосованием главой Тюменской области, а через пару лет его пригласили в Москву на должность министра топливно-энергетического комплекса Российской Федерации.

– Видимо, Гагарин, – считает Юрий Шафраник, – не вписался в рамки. Выражаем благодарность творческой группе создателей фильма, устремленного в будущее и адресованного потомкам.

Эту мысль поддержал Евгений Акулич, директор Тобольского института сервиса и социальных коммуникаций: «Авторы фильма смело и необычно телевизионными художественными средствами высказали свою гражданскую позицию».

В зале не было ни одного человека, чье сердце не дрогнуло бы от мощного, противоречивого, трагического образа Матвея Гагарина. Велик мир исторических эпох. Удивительна земля Сибирская, где живет общая слава и гордость за великого губернатора.

Предложил увековечить память о первом сибирском губернаторе князе Матвее Гагарине Александр Вычугжанин, один из руководителей общественного фонда «Возрождение Тобольска», руководитель банка «Союзный».

– Обсуждали эту идею в нашем фонде. Проблема заключалась в том, что не могли найти портрет Матвея Петровича. Обращались в 15 библиотек мира – безрезультатно, – рассказал на презентации Александр Вычугжанин.

– Я привезла в Тобольск портрет князя, – включилась в разговор режиссер фильма Людмила Борисова. – Совсем недавно случайно обнаружили его в Интернете. Просматривали сокровища Третьяковской галереи и под одним из портретов увидели подпись: князь Матвей Гагарин. Успели вывести на бумагу. На следующий день уже не смогли найти портрет. Мистика.

Интересно то, что поиски портрета или изображения Гагарина велись постоянно. А нашли его случайно и именно тогда, когда работа была завершена. Как подарок за титанический и беспорочный труд. Значит, работали над фильмом с чистым сердцем. Есть адрес: Москва, Третьяковская галерея. Там должны знать точно, действительно ли на том портрете изображен Матвей Гагарин.

Тема великих земляков, памяти и осмысления своей истории всегда объединяла людей. На презентации прозвучало немало ярких, эмоциональных выступлений. Доцент Уральского федерального университета, руководитель издательства «Сократ» Евгений Зашихин дал свою оценку трагической фигуры Гагарина, героя фильма «Евангелие от Матвея»: «Задача творцов фильма – всмотреться в историю. Но я не представляю лица героя. Поднял много литературы о Гагарине, но не нашел точной документальной базы». Острый в суждениях, тонкий, ироничный Зашихин – за увековечение памяти первого сибирского губернатора.

– Сегодня видели лишь фрагменты фильма, – заметила председатель комитета по культуре города Тобольска Наталья Осипова. – Они будоражат, интригуют… Осталось сильное впечатление и желание посмотреть всю картину.

Презентация одной из глубоких, талантливых, раскрывающих смысл бытия работ ГТРК «Регион-Тюмень» переросла в дискуссию, обмен мнениями, мыслями, знаниями. Запомнились цветы Анатолию Омельчуку от Закины Арангуловой, матери семерых детей. Ее старшие сыновья исполнили «Гимн Тобольску». Очень знаковым и возвышенным показался мне подарок писателю – автору фильма от Натальи Соколовой, директора научной библиотеки Тюменской академии культуры, искусств и социальных технологий – книга «Градостроительство Сибири», изданная в Санкт-Петербурге в Российской академии архитектуры и строительства тиражом всего 800 экземпляров. На обложке издания о строительстве огромной Сибири – снимок Тобольского кремля. Тоже мистика? Может быть… «Анатолий Константинович, это вам как писателю традиционной книжной культуры, сохранившему в фильме баланс между образом вербальным и виртуальным. Книга – для новых идей!»

Людмила СМИРНОВА