На главную

 

О государственно-частном партнерстве

Вопрос выбора взаимоприемлемых форм партнерства между государством и бизнесом можно считать наиболее противоречивым и в то же время наиболее принципиальным с позиций привлечения инвестиций.

Общепринято, что партнерство должно строиться на основе разумного баланса интересов государства и частного бизнеса, справедливого, по мнению обеих сторон, распределения рисков и доходов. И если такой баланс существует, то государство и бизнес получают выгоды, недостижимые при попытке самостоятельного инвестирования. Но в российских условиях найти форму, а точнее говоря, реализовать какую-либо из апробированных форм партнерства, обеспечивающих необходимый баланс интересов, не так-то просто.

Проблема заключается, во-первых, в излишней политизированности подходов государства к решению экономических вопросов, в том числе вопроса взаимоотношений с частным бизнесом, а во-вторых, в слабой подготовленности институциональной среды к практической реализации государственно-частного партнерства.

Тем не менее уже сейчас можно утверждать, что нет у нас непреодолимых препятствий для перевода вопроса о партнерстве из области пожеланий и теоретических рассуждений в практическое русло.

***

Роль государства в инвестиционном процессе состоит в координации совместных действий, снижении рисков и подаче позитивных «сигналов» для частного бизнеса, который должен взять на себя основную нагрузку по финансированию инвестиций в коммерчески ориентированные проекты.

***

На практике в формировании партнерских отношений между государством и бизнесом при освоении минерально-сырьевых ресурсов восточных регионов страны принципиально важное значение имеют: сфера распределения ответственности и рисков (за что-то должно отвечать государство, а за другое – частный бизнес); отбор проектов (определение критериев такового отбора) для реализации их совместными усилиями; координация проектов, осуществляемых разными компаниями (операторами и инвесторами); выбор взаимоприемлемых форм партнерства с учетом условий конкретных проектов и возможностей, предоставленных действующим законодательством (в особенности касающегося участия в проектах иностранных инвесторов).

http://shafranik.ru/publikatsii/zemlya-potomkov-ermaka

Идея государственно-частного партнерства (ГЧП) в последние годы стала очень популярна в России. И в этом нет ничего удивительного, поскольку в условиях рыночной экономики ГЧП считается наиболее эффективным инструментом в тех случаях, когда государство заинтересовано в привлечении частных инвестиций при сохранении своей собственности на объект инвестирования. Ежегодно в мировую экономику на основе ГЧП привлекается более 80 млрд долл. Но проблема заключается в том, что ГЧП как способ взаимодействия между государством и бизнесом может строиться на основе большого числа разнообразных моделей с различной степенью переуступки правомочий собственника от государства частной компании на срок и на условиях, предусмотренных соответствующими партнерскими соглашениями. Российское же законодательство предлагает инвесторам очень ограниченный набор возможных вариантов (и то до конца не проработанных и не подготовленных):

• Инвестиционный фонд Российской Федерации ̶ софинансирование с сохранением прав собственности РФ, государственные гарантии под инвестиционные проекты, направление средств в уставные капиталы компаний;

• концессии ̶ передача государственных активов в долговременное управление частным инвесторам, гарантии возврата инвестиций и распределение рисков;

• особые экономические зоны ̶ ограниченные участки территории с льготным режимом хозяйствования, направленным на стимулирование предпринимательской деятельности;

• Российская венчурная компания ̶ государственная финансовая поддержка новых предприятий и новых видов деятельности через систему венчурных фондов и управляющих компаний.

Учитывая особенности задач по развитию минерально-сырьевого комплекса, на практике партнерство между государством и бизнесом может строиться только на основе концессионных соглашений и привлечения средств Инвестиционного фонда. Но и эти возможности весьма ограничены – и в прямом, и в переносном смысле слова.